{hsimage|"Скала двух лебедей"||||}Не часто композиторам Карелии выпадает счастье увидеть сценическое воплощение своего сочинения. Ровно двадцать лет ждал своего часа балет Александра Белобородова «Скала двух лебедей». И вот свершилось! Но не балетная труппа Музыкального театра дала композитору и публике возможность познакомиться с произведением – постановку осуществил танцевальный коллектив ансамбля «Кантеле».
Идея такой неожиданной и необычной для национального ансамбля работы родилась из предложения ансамблю финского балетмейстера Ханну Хюттинена, исполнявшего на тот момент обязанности директора Международного балетного фестиваля в Савонлинна. Директор «Кантеле» предложила для постановки балет Белобородова.
Вопросов было больше, чем готовых ответов, начиная с того, что автор создавал свое произведение по канонам классического балета. Балетмейстер-постановщик спектакля Ирина Зоточкина, пришедшая много лет назад в «Кантеле» из Музыкального театра, смогла соединить классику с привычной для национального ансамбля танцевальной лексикой. Наверное, у приверженцев традиционных форм то, что они увидели, вызвало некоторую озадаченность. Однако победителей, как известно, не судят, а создатели сценической версии оказались таковыми. Показанный в 2008 году в Савонлинна балет имел успех. Успешной стала и недавняя премьера на сцене нашего Музыкального театра, прошедшая 12 декабря.
Сюжетной основой послужила одноименная романтическая поэма Тайсто Сумманена, навеянная знаменитыми петроглифами на мысе Бесов Нос в Онежском озере. Либретто создал тогдашний балетмейстер театра Илья Гафт. Кстати, почему-то ни Сумманен, ни Гафт не упомянуты в программке спектакля.
События происходят в легендарные времена, когда люди еще не владели письменностью и оставили потомкам те наскальные изображения, символика которых по сей день завораживает нас. Сценическое действие и музыка Белобородова повествуют о вечном – победе добра над злом великой силой любви. Герои – Вирмо и Солнечный Цветок, преследуемые злобными соплеменниками и непогодой, оказываются на скалистом острове. Появившийся перед юношей Добрый дух Ауро напоминает ему о долге нести людям Слово Мира. И Вирмо, выполняя завет, выбивает на скале петроглифы, среди которых неоднократно повторяется фигурка лебедя, воплощавшая для древних людей сакральный смысл и ставшая символом верности в любви в более позднее время. Любовь дала героям силы выдержать испытание и подняла их на своих крыльях над миром зла и несправедливости.
Симфоническая стихия балета представляла для постановщиков определенную сложность, ибо замысел авторов, Гафта и Белобородова, предназначался для чисто классической хореографии. Но постановщики, отважившиеся на эксперимент, нашли разумное и оправданное решение образно-хореографической драматургии: влюбленную пару поставили на пуанты (их очень хорошо исполнили классические танцовщики Олег Щукарев и Марина Кедровская), а все остальные персонажи и кордебалет показаны привычными для фольклорного ансамбля средствами.
Произошла своеобразная жанровая модуляция, что дало право создателям назвать свое детище этнобалетом. В последнее время мы являемся свидетелями революции в режиссерском искусстве. И это закономерно, театр всегда был живым организмом, его невозможно законсервировать. Другое дело – как его обновлять. Здесь не существует рецептов, но в любой работе, безусловно, должны соединяться талант, вкус и такт. То, на что пошел ансамбль «Кантеле», насколько бережно постановщики обошлись с исходным материалом, можно только приветствовать.
Наверное, спектакль еще несовершенен, что-то можно улучшить в танцевальной лексике, иногда движения утомляют однообразностью, хочется на сцене больше света. Но если задуматься, в каких условиях рождалась эта постановка, то все недочеты или промахи можно простить. К тому же премьера ведь только начало жизни. И жизнь эта должна продолжаться на театральной сцене. Хочется надеяться, что двукратным показом – в Савонлинна и Петрозаводске – она не прервется.
«Лицей» № 1 2010