Культура

Пятый театр лишний?

Театральная общественность с нетерпением ждала заседания cовета по культуре при Главе РК, на котором его члены должны были высказать свое мнение о судьбе Русского театра драмы.

На встрече 20 января в Министерстве культуры присутствовали не только члены совета по культуре, но и актеры, журналисты, зрители.

До скорого окончания действия контрактов (у одних он до 28 февраля, у других до 31 мая) тринадцать актеров числятся артистами драмы Музыкального театра Республики Карелия. Правда, они не имеют возможности играть даже на малой сцене в «Масках», так как ее закрыли в целях пожарной безопасности.

Позиция Министерства культуры и по связям с общественностью РК следующая: средств на содержание Русского театра драмы нет, контракт с тринадцатью актерами продлен не будет, в будущем в республике планируется создать один театр драмы на русском языке.

Министр культуры и по связям с общественностью РК Галина Брун сообщила, что сейчас на 700 тысяч жителей Карелии официально работают четыре театра: Музыкальный театр, Театр кукол, «Творческая мастерская» и Национальный театр РК. В среднем по России эта цифра меньше: 3,2 театра на такое количество зрителей. В соответствии с нормами в Карелии должно быть не более 550 театральных мест, сейчас их 1197. Театр драмы, работающий на русском языке, может быть один. Нормы, по словам Галины Брун, регламентируются распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 1767-р.

Трехчасовой разговор, нервный и трудный, в зале коллегии Минкультуры был посвящен двум вопросам: судьбе драматической труппы, которая остается без работы и помещения, и возможности строительства нового театра драмы.

– Это не театр, это группа людей, как это ни прискорбно, – первой после министра взяла слово Наталья Вавилова, директор Музея изобразительных искусств. – И когда заканчивается контракт, нужно заранее решать вопросы. Мы все сейчас работаем по контракту и не знаем, продлят нам его или нет. Таково наше государство, которое мы выбрали. Да, трудно расставаться с людьми, но что делать, если государство не дает на это денег? К тому же сейчас есть компьютер, который позволяет смотреть все спектакли.

Возвращение драматической труппы на родную сцену недавно отремонтированного театра большинство выступивших членов совета сочло невозможным:

– Это легенда, как хорошо два театра уживались и выполняли планы, работая на одной площадке, – горячо говорила Любовь Васильева, бывший директор Музыкального театра. – В лихорадке планерок, когда сидели два завтруппой, мы разыгрывали театр как шахматную партию. Театры развели и правильно сделали.

Правда, председатель Союза театральных деятелей Карелии Алексей Пресняков возразил: по его воспоминаниям, стычек между актерами музыкальной и драматической трупп никогда не было, спорили главные режиссеры.

Категорически против возвращения драматической труппы в здание Музыкального театра его директор Елена Ларионова:

– Музыкальный театр сегодня – это два больших полноценных творческих коллектива: балет и опера. Они сейчас развиваются очень интенсивно. Кирилл Симонов (художественный руководитель балета. – прим.ред.) и Юрий Александров (режиссер-постановщик. – прим. ред.) сказали: в Музыкальном театре появление еще одной труппы невозможно.

Слияние труппы театра русской драмы с труппой «Творческой мастерской» прокомментировали представители этих театров.

– Нет ничего невозможного, смотря на каких условиях, – считает главный режиссер драматической труппы Снежана Савельева. – Если речь идет о слиянии в один коллектив, будет очень трудно, начнется война. В то же время объединение в одном здании двух отдельных коллективов по одному, драматическому, направлению – это еще хуже.

Директор «Творческой мастерской» Александр Побережный-Береговский, уже зная о предстоящем закрытии его театра пожарными и предложении Минкультуры играть на сцене Национального театра, был явно взволнован:

– Самый востребованный на зрительском поле театр драмы, играющий на русском языке. Мы сейчас существуем в немыслимых условиях. Я варю декорации, у меня нет заместителя отдела кадров… Я решаю художественные вопросы, а вы мне сейчас предлагаете решить социальный. Я никогда не приду на сцену Национального театра! Только безответственный человек может сказать: «Давайте объединимся!»

Через два дня после совета, 22 января, «Творческая мастерская» была закрыта по решению суда до установки противопожарного оборудования. Ориентировочно до 1 марта.

Директор Национального театра Сергей Пронин в раздумьях:

– Складывается такое впечатление, что нас хотят столкнуть лбами. Вопрос, нужен или нет драматический театр на русском языке, не обсуждается. Без него культура будет неполноценна. Он нужен нашему зрителю, нашей публике, он востребован. Как создать? на основе чего? на какой площадке?

Вопрос о создании нового театра драмы за последние недели поднимался не раз, по словам Галины Брун, произведены необходимые экономические расчеты. Но на совете по культуре Галина Разбивная, заместитель председателя Законодательного Собрания РК, обратившись к министру культуры, сказала:

– Вы мне говорили, что мечтаете построить театр во дворе филармонии, но это невозможно в ближайшее время. Мне бы хотелось, чтобы мы без особенного скандала очень внимательно и мирно решили судьбу людей, вот этих 13 человек. Где они будут служить? какому театру? какому искусству?

Ответить на эти вопросы пытались многие. Композитор Геннадий Вавилов посоветовал актерам создать бригаду и разъезжать по стране. Марина Хапцова, директор ГТРК «Карелия», предложила говорить о реформе театральной сферы вообще, а не о судьбах 13 человек и провести равномерные сокращения по всей отрасли культура. Актриса «Творческой мастерской» Людмила Баулина вспомнила свою судьбу и пожелала актерам верить в себя и двигаться дальше. Президент ПетрГУ Виктор Васильев предложил объявить конкурс на поиск помещения для труппы. Галина Брун в конце еще раз напомнила, что такова профессия актера – постоянно менять место работы, и что Российская Федерация большая…

Снежана Савельева еле сдерживала эмоции:

– Когда театр закрыли на ремонт, эти тринадцать были спасены для того, чтобы они три года поработали на Музыкальный театр. Драматической труппой за эти годы были поставлены 19 спектаклей. Шекспир, Чехов, Цветаева, Беккет… Я виновата в том, что вовремя не заговорила о продлении контрактов. Но меня так учили: надо не болтать, а работать, работать! Нужно спектаклями доказывать свою состоятельность.

В итоге совет по культуре, некоторые члены которого отмолчались, решил признать создание театра драмы РК приоритетом развития театрального дела в Республике Карелия на 2010 – 2015 годы, обратиться к Правительству РК с просьбой принять решение о выделении помещения и создании материально-технической базы для театра драмы Республики Карелия, предложить руководителям государственных театров пригласить артистов драмы Музыкального театра Республики Карелия в свои труппы. Срок выполения решения не определен.

Свое мнение о закрытии Русского театра драмы у зрителей. На улицах Петрозаводска продолжается сбор подписей в защиту существующего театра драмы. На 26 января 3900 человек оставили свои подписи.

  • Петр С.

    Обращаюсь к актерам Русского театра драмы: вы нам, зрителям, нужны! Без ваших спектаклей трудно представить театральную жизнь Карелии. Именно вы во главе со Снежаной Савельевой — наследники той легендарной труппы, вкоторой блистали Гришмановский, Пилипенко.