Студенты Петрозаводской консерватории в проекте «Неизвестная музыка» знакомят слушателей с новой музыкой разных стран.
Часто приходится говорить с людьми, которые боятся посещать концерты академической музыки. На вопрос «Почему?» они приводят аргумент, что не разбираются в классике и на подобных концертах будут выглядеть белыми воронами. И это притом, что ни на одном концерте с вас не потребуют официальный документ о музыкальном образовании. Не стоит избегать того, к чему не прикоснулся, а скорее наоборот. Музыка всегда пишется для людей, а тем более академическая, с которой всё когда-то и начиналось. Но человеку хочется чего-то необычного, эксклюзивного. Зачастую даже профессиональные музыканты не всегда знают композиторов экзотических стран. И под словом экзотических я имею в виду не только южных континентов, но даже и высокоразвитых стран, например таких, как Канада.
Заполнить эти несправедливые пробелы в нашем слушательском опыте решились преподаватели Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова. В 2010 году стартовал научно-творческий проект «Неизвестная музыка». Под руководством профессора кафедры истории музыки Любови Абрамовны Купец и заведующей кафедрой общего курса фортепиано Людмилы Марковны Пищик студенты знакомят всех желающих с новой музыкой разных стран.
Подготовить даже один такой концерт стоит большого труда. Лично принимала участие как ведущая самого первого концерта проекта. Он был посвящен музыке Венесуэлы. Я даже не представляла, что там есть музыка, да еще какая! Сколько было бессонных ночей, чтобы найти хотя бы минимальную информацию о венесуэльских композиторах!
Первые два концерта проходили в Городском выставочном зале и были посвящены музыке композиторов южных стран – Венесуэлы и Австралии. В конце 2011 года в Петрозаводске открылся современный Большой концертный зал консерватории. Это повлияло и на проект, который туда переехал. И уже в 2013 году в Большом зале состоялся третий концерт, посвященный музыке нидерландских композиторов.
Четвертый концерт прошел в феврале этого года. Он познакомил слушателей с музыкой Канады. Канада – страна не только хоккея, но и большой культуры. Пианист Глен Гульд, режиссер фильмов «Титаник» и «Аватар» Джеймс Кэмерон и певица Селин Дион, исполнившая песню к одному из его фильмов, – уроженцы этой северной страны.
![Ведущая Анна Кривцова](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/03/muz6-412x550.jpg)
![Иван Черемный (вокал), Елизавета Киреева (фортепиано)](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/03/muz8-550x412.jpg)
![Фабьян Вальверде (виолончель)](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/03/muz5-550x412.jpg)
![Антон Иванов (вокал)](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/03/muz4-550x412.jpg)
![Анастасия Новикова (фортепиано)](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/03/muz3-550x412.jpg)
![Анастасия Ёлкина (вокал),Евгения Хайбулова (фортепиано)](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2014/03/muz2-550x412.jpg)
Студентка-музыковед Анна Кривцова подготовила текст и видеоматериалы к этому замечательному концерту, в котором познакомила всех слушателей с культурой и музыкой Канады. Мы услышали произведения трех столетий – 19-го, 20-го и даже 21-го. На протяжении всего времени канадские музыкальные увлечения менялись. В XVII – XVIII веках господствовал французский музыкальный стиль, а в XIX веке канадская публика уже была знакома с такими операми как «Сомнамбула» Беллини, «Травиата» Верди, «Вольный стрелок» Вебера. Но только одно оставалось неизменным – церковная музыка, которая занимала важное место в культуре. По сей день, самые молодые композиторы владеют игрой на органе и даже сочиняют для этого инструмента.
Открывал концерт национальный гимн «О, Канада!» композитора XIX века Кларикса Лавалле, в котором чувствовалось духовное песнопение. Затем были представлены вокальные, фортепианные сочинения, произведения для кларнета, виолончели и саксофона. Удивительно, что и композиторы-женщины в Канаде не редкость: Джина Бранскомбе – пианистка, композитор и дирижер, сочинения которой также были исполнены.
В концерте принимали участие не только студенты с первого по четвертый курсы, но и магистр из Коста-Рики. Не имея представления о том, как звучат эти произведения, молодые музыканты блестяще их исполнили, предлагая впервые в России (а может и в мире) свою интерпретацию авторского текста. Студенты показали себя как универсальные исполнители, и можно было наблюдать, как они с легкостью менялись ролями: вокалисты и скрипачи становились пианистами, а в свою очередь дирижеры и пианисты начинали петь.
Интригой концерта стало сочинение Уильяма Кларка «Большой вальс» для фортепиано в четыре руки, написанное в 1898 году. На самом деле это переложение вальса из балета «Барышня-крестьянка» его современника Александра Глазунова. Поразительно, что канадец Кларк, живя на другом континенте, сумел не только познакомиться с музыкой русского композитора, но и оценить ее по достоинству за год до официальной премьеры балета в Санкт-Петербурге.
Это был первый концерт проекта с использованием возможностей мультимедиа, что публике явно пришлось по душе. Современные технологии позволили увидеть фотографии и документы тех лет, которые дают наглядную, живую картину каждого произведений. Всегда интересно посмотреть, в каких апартаментах жил или живет композитор, какие люди его окружали, как выглядят места, повлиявшие на мироощущение и отразившиеся в творчестве музыканта. Все это стало доступно для публики здесь и сейчас.
Концерты проекта «Неизвестная музыка» – повод для увлекательных музыкальных путешествий в различные страны; источником интригующих впечатлений. Надеюсь, что и в дальнейшем научно-творческий проект «Неизвестная музыка» будет развиваться и приобретать все больше и поклонников. Тем более что аналогов такой программы нет даже в Интернете!
Фото автора
Об авторе публикации. Наталия Шумакова – студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.