В Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова состоялся концерт из музыки Бетховена.
В программу вошли известные сочинения великого композитора: увертюра «Кориолан» и Концерт для фортепиано с оркестром №2 в первом отделении и бессмертная Симфония №5 во втором. Исполнители: Симфонический оркестр студентов консерватории, дирижер – Владимир Стачинский, солистка – Людмила Фридбург (фортепиано).
Об этом композиторе сказано и написано очень много, его музыка звучит повсюду, и вряд ли он нуждается в рекламе. Однако если главный мотив Пятой симфонии узнают даже люди далекие от музыкальной сферы, то о произведениях первого отделения смогут рассказать уже немногие.
Бетховен написал только одну оперу, «Фиделио». И хотя композитору много раз предлагали различные либретто для новых опер, интересные ему и не очень, по разным причинам дело доходило в лучшем случае до самых общих эскизов. И все же Бетховен писал музыку к драматическим спектаклям.
Увертюра «Кориолан», открывшая этот концерт, по словам московского музыковеда Л. Кириллиной, является самым удивительным и загадочным его опытом такого рода. Написанная в 1807 году к трагедии Генриха Йозефа фон Коллина, она была первой увертюрой Бетховена к сугубо драматическому спектаклю, и единственная, за которой не следовали другие музыкальные номера. Коллин по-своему видел образ главного героя в своей пьесе, в отличие от Плутарха или Шекспира. Его Кориолан, легендарный римский полководец времен Древнеримской Республики предстает не столько воином, сколько своеобразным философом, строящим свою концепцию жизни на, как выяснится, ложных принципах. И вариант Коллина был близок Бетховену именно своим романтизированным героем, почти шиллеровским бунтарем. Нельзя не забывать и наполеоновскую эпоху, в которую интерес к такому сюжету не случаен: Бетховен видел родство личностей Кориолана и Наполеона и, вероятно, хотел высказаться на эту тему. Увертюра оказалась уникальной в творчестве Бетховена тем, что это единственное симфоническое произведение композитора драматического плана, к которому нельзя отнести известную формулу «через борьбу к победе».
Студенческий оркестр Петрозаводской консерватории уже исполнял увертюру «Кориолан» в октябре на аспирантском экзамене под управлением Александра Гореванова. По словам дирижера Владимира Стачинского, «оркестру было несложно её вспомнить».
Второе произведение, прозвучавшее в первом отделении, представляет собой самый ранний из венских фортепианных концертов Бетховена – Второй концерт для фортепиано с оркестром. Композитор начал работу над ним еще в 17 лет, однако как минимум трижды его переделывал, поэтому сочинение увидело свет только спустя 14 лет, уже после выхода Первого концерта. Первоначальные версии были написаны Бетховеном в подражание стилю своего тогдашнего кумира – Моцарта, но в окончательном варианте уже отчетливо заметен и собственный бетховенский стиль. От Моцарта осталась лишь общая идея концерта как «лакомого кусочка», некоторые темы выдержаны в моцартовском тоне, а также фортепианные приемы ориентированы на характерно моцартовскую ювелирно отточенную мелкую технику. Зато особенности музыкального языка, логика мышления и понимания каждой из трех частей – типично бетховенские, свойственные ему и в более поздних сочинениях.
На концерте партию фортепиано исполнила доцент кафедры специального фортепиано Людмила Фридбург. Идея сыграть этот концерт витала очень давно, 11 марта она успешно воплотилась в жизнь. Людмила Ремовна признается, что специально выучила это произведение для концерта, и нисколько не считает его ранним:
– В нем присутствуют все черты зрелого композитора: тематические контрасты, драматизм, строение концерта. Каденцию к первой части я считаю одной из самых трудных у Бетховена, а в финале встречается немало виртуозных элементов. Концерт привлекает своей жизнеутверждающей силой и ритмической энергией.
Публике настолько понравилась игра Людмилы Фридбург, что солистку вызвали на «бис», и прозвучала Прелюдия ми-бемоль мажор Рахманинова из 23 опуса. После чего к Людмиле Ремовне выстроилась целая очередь из студентов, желающих лично поздравить любимую пианистку и подарить букет цветов.
Второе отделение концерта было посвящено одному из самых популярных, мощных и великих творений классической музыки – Симфонии №5 Бетховена. Драматургия этого произведения противоположна «Кориолану» и ярко иллюстрирует идею «от мрака к свету». Это личная драма художника, его поединок с Судьбой, чей короткий мотив «стучится» на протяжении практически всей симфонии и борьба с которой возвышается до универсальной парадигмы победы. Судьба, которая воспринималась Бетховеном как сила, испытывающая духовную стойкость не только отдельного человека, но и то целое, что композитор называл «страдающим человечеством».
Симфония состоит из четырех частей, однако она слушается буквально на одном дыхании благодаря яркости своих образов и идеально построенной драматургии. Слушатель неотступно следит за развитием «событий», его внимание ни на секунду не ослабевает в течение всех тридцати минут звучания музыки. А композиция, воспринятая современниками как стихийно романтическая, на самом деле отличается исключительно четко выстроенной архитектоникой.
Лариса Кириллина в первой части своей книги «Бетховен» указывает на интересный факт: известный пианист и педагог XIX века Карл Черни вспоминал, что тему Судьбы, за трансформациями которой слушатель всегда внимательно следит, Бетховену навеял крик лесной птицы. Это в стиле творческого мышления Бетховена: из малозначительного и порой обыденного звука композитор мог создавать феерические импровизации. Вопросительный, неопределенный, мотив Судьбы все время показывает себя с разных ракурсов, раскрывая все новые грани своих выразительных возможностей. То это тема злого рока, то скорбная перекличка струнных, то ликующая фанфара.
Пятая симфония была завершена композитором в 1808 году, когда Бетховену исполнилось 38 лет. Глухота его прогрессировала, Австрия была оккупирована французскими войсками, и неудивительно, что именно в это непростое время композитор создает такую сильную по эмоциональному содержанию музыку.
Симфонический оркестр консерватории впервые исполняет это сложное произведение великого композитора. Идея возникла после участия оркестра в совместном Норвежско-российском проекте Symfonisk sammspill 28 сентября 2013 года, после чего гости из Норвегии предложили нашим музыкантам гастроли в сентябре 2014 года. В результате опроса норвежской общественности была сформирована гастрольная программа, среди которой и Пятая симфония Бетховена.
На мой вопрос о том, как справились студенты с такой непростой музыкой, Владимир Стачинский ответил так:
– Обращение студенческого коллектива к творчеству Бетховена всегда очень ответственно и вместе с тем чрезвычайно полезно для воспитания ансамблевой слаженности, оркестрового «чувства локтя», чувства ритма и стиля, а также раскрытия в целом способности донести музыкальные идеи автора до публики.
И музыка действительно прозвучала хорошо, несмотря на некоторые расхождения групп инструментов в стремительных пассажах. Людмила Ремовна отмечает, что «уже к концу репетиций и на самом концерте оркестр стал полноправным партнером».
Несмотря на отсутствие большой рекламы концерта (было распечатано только шесть афиш), в зале было достаточно много разной публики: в основном преподаватели и студенты консерватории, ученики музыкальных школ и их родители, а также просто любители музыки.
– Концерт вызвал живой интерес, так как столь насыщенная и сложная по профессиональным требованиям программа всегда заслуживает внимания истинных ценителей симфонического искусства, которых немало в нашем культурном городе, – отмечает Владимир Стачинский.
Публика уходила из зала вдохновленной музыкой великого композитора, можно было ощутить ту единую эмоцию, которая буквально витала в воздухе после бурных аплодисментов. Искреннюю благодарность Владимиру Стачинскому выразила Людмила Фридбург, за его терпение, профессионализм и артистизм. Будем надеяться, что подобные концерты и в дальнейшем будут радовать нас и пожелаем оркестру успехов на гастролях в Норвегии.
Об авторе. Александра Игумнова – студентка IV курса Петрозаводской консерватории
.