Открылась выставка «Кижи. Век Ополовникова».
Московский архитектор-реставратор Александр Ополовников стоял у истоков возрождения Кижского архитектурного ансамбля, был инициатором создания на острове музея деревянного зодчества под открытым небом.
Ополовников приехал в Карелию в 1947 году, и с этого времени его имя навсегда связано с нашим краем. По его проекту с 1949-го по 1959 год была проведена реставрация ансамбля Кижского погоста, названная великой. К этой работе он привлек знаменитых кижских плотников, сохранивших мастерство предков. Они долго вспоминали потом о нем: «Толковый мужик, но крутой!».
Под его руководством, кроме кижских соборов, отреставрированы десятки памятников архитектуры. Поэтому имя Александра Викторовича Ополовникова известно сегодня не только специалистам, но и всем, кому дорога культура Русского Севера, кто радеет сегодня о ее сохранении.
Музей-заповедник «Кижи» обладает богатейшим архивом Ополовникова – более 700 только графических работ. Это элементы декоративного убранства деревянных храмов, подлинные архитектурные рисунки, чертежи, проекты. Часть коллекций представлена в экспозиции, которая открылась 4 марта в выставочном зале музея. Выставка посвящена не только 45-летию музея-заповедника «Кижи», но и 100-летию знаменитого архитектора-реставратора, творчество которого помнят и чтут в Карелии. Авторы выставки — Виола и Борис Гущины, научные сотрудники музея.
Экспозиция невелика, но вызывает интерес не только прекрасным оформлением, но и в связи с теми спорами, которые ведутся сегодня вокруг реставрации Преображенской церкви на острове. Большая выставка откроется в ноябре в Москве – в юбилейные дни, и для карельской экспозиции, как заверила дочь Елена Ополовникова, архитектор, продолжатель дела отца, будет отведен отдельный зал. Она приехала на открытие выставки и пожелала и сотрудникам музея, и реставраторам – нынешним и будущим – такой же полной отдачи своему делу, какой обладал ее отец.
Аналогичная выставка уже была в музее пять лет назад, но тогда она больше раскрывала незаурядную личность архитектора. Нынешняя позволяет познакомиться с секретами его творчества, проникнуть в его тайны.
Вот что рассказала об Александре Викторовиче Виола Гущина:
— Впервые кижские храмы предстали перед Ополовниковым в печальном виде: полуразрушенная каменная ограда, на гребне которой тощие столбы с натянутой проволокой. Церкви в тесевой обшивке с куполами, оббитыми железом. Но уже тогда своим внутренним взором он увидел другие Кижи, те, которым он вернул жизнь, открыв первородный их образ – с открытыми срубами и золотисто-серебристым лемехом. Это был проект, в который он вложил не только свои знания и умения, но и душу.
Для меня лично планшеты с чертежами, представленные на выставке, — подлинные произведения искусства. Именно так их воспринял и молодой тогда художник Мюд Мечев. И два этих удивительных человека воспели Кижи и «Калевалу». Мюд Мечев вспоминал о встрече на острове Кижи в светелке дома Ошевнева – рабочем месте Ополовникова в летнюю пору: «… на большом столе были разложены бумаги и рисунки, стены были завешаны прекрасными, божественными его тушевыми отмывками церквей, домов, часовен…».
По глубочайшему убеждению Александра Ополовникова, в «народном зодчестве дерево – это не только…строительный материал, а… материал искусства, материал архитектуры». Старые кижские плотники убеждены: «Если бы Александр Викторович Ополовников в 1949 году не настоял на реставрации, то Кижей не осталось бы!».
Интересно, что выставка называется «Кижи. Век Ополовникова». Сегодня на острове идет новая реставрация, пришли новые специалисты, но ХХ век теперь уже навсегда останется в истории Кижей именно веком Ополовникова. И это был блестящий век.