Культура

«Прекрасный вечер»

Заголовок подсказало ­ название  пьесы Клода Дебюсси, которая была исполнена юной скрипачкой Софией Федотовой в очередном концерте фестиваля «Белые ночи Карелии».

 

Вечер 5 мая оказался действительно прекрасным, его героями стали три юных гостя из Москвы: скрипачка София Федотова и виолончелист Данила Владыко из Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (ЦМШ) и пианист Павел Мнацаканов, представивший Детскую музыкальную  школу Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. Талантами, к счастью, не скудеет российская земля, в этом мы убеждаемся постоянно, знакомясь с новыми именами, и каждый раз радуемся  тому, что это качество человеческой природы ­– то вечно новое явление, которое поражает, приводит в восторг, но  не исчерпывается. Прошедший концерт ­– тому прямое подтверждение. Все выступившие дети еще школьники, еще только учатся, но природная одаренность и неустанный труд уже помогли им достигнуть такого исполнительского уровня, который обещает вывести их на олимпийские музыкальные высоты.

 

София Федотова
София Федотова

Старшая в этом юном триумвирате София, представительница известной музыкальной фамилии. С ее дядей Максимом Федотовым любители музыки Петрозаводска  давно знакомы. В восьмидесятые годы он много раз приезжал к нам, выступая в амплуа солиста и постепенно вырастая в большого музыканта. София учится в десятом классе у педагога Т.А. Полозовой. Музыкой  занимается с пяти лет и, по собственному признанию, без нее себя не мыслит. В ее послужном списке множество побед на различных международных конкурсах, в том числе на телевизионном «Щелкунчике», конкурсе Noor Muusic в Таллине и Monterosa Kawai в Италии. География ее выступлений обширна: кроме городов России это Германия, Китай, Франция. Исполнительская манера Софии еще будет развиваться и совершенствоваться, но уже и теперь она обладает богатой и красочной звуковой палитрой, покоряет искусством кантилены, в которой есть и сочность,  и  тембровое богатство, и изысканность, и, разумеется, необходимый виртуозный блеск. Всё это мы услышали в названной поэтичнейшей пьесе Дебюсси, Фантазии на темы из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Элегической поэме» Э. Изаи и «Испанском танце» П. Сарасате.

 

Тринадцатилетний Данила Владыко – виолончелист, ученик легендарного педагога М.Ю. Журавлевой. Мария Юрьевна воспитала немало талантливых детей, в том числе любимца петрозаводских слушателей Сергея Антонова, многократного участника фестивалей, возглавляемых Виктором Гориным, обладателя престижнейших наград, в том числе золотой медали лауреата XIII  конкурса им. Чайковского. Ему еще предстоит выступить на нынешнем фестивальном форуме в новом амплуа – дирижера.

Данила Владыко
Данила Владыко

Первые же звуки открывшей выступление Данилы Сюиты № 3  И.С. Баха поразили масштабной глубиной звучания инструмента. Казалось, звучит не виолончель, а орган, настолько это было сильно и полнозвучно. Это ощущение величия, значительности, красоты произведения композитора-философа, извлекаемых смычком юного музыканта, просто завораживало. Сыгранная им после такого начала Соната Л. Боккерини немного разрядила эмоциональное напряжение, в котором держало аудиторию исполнение Баха, но ощущение великого таинства, происходящего на сцене, сохранялось. Можно много говорить о владении смычком, звуковедении, нюансировке и прочих тонкостях исполнения, но слова никогда не могут адекватно передать испытываемые при живом исполнении чувства. Вот почему хочется воскликнуть: слушайте живую музыку!

 

На следующий день гости из Москвы побывали в школе имени Г. Синисало, где их ждала встреча с учениками и педагогами музыкальной школы. Здесь не только задавались вопросы, но и снова звучала музыка, причем повторения исполнявшегося накануне почти не было. Данила Владыко замечательно исполнил «Ноктюрн» Чайковского, лирика которого с ее  особой русскостью становится своеобразным экзаменом на певучесть для  музыканта любого возраста. Мальчик и в этом оказался на высоте. Исполнительский комплекс, который продемонстрировал Данила, отмечен высокими наградами на  различных российских и международных конкурсах. Известный карельский педагог Н.В. Кайске справедливо заметила, что Даниле (и, наверно, это относилось не только к нему) очень повезло с педагогом, и пожелала,  чтобы его говорящая фамилия и впредь сохраняла свое значение в будущей творческой жизни музыканта.

 

Сомнений нет, что свой профессиональный вектор эти дети уже определили, хотя ничто детское им не чуждо. В частности, Данила признался в своей любви к баскетболу. Спорт – нередкий спутник музыкантов, но, к счастью, баскетбол не столь травматичен для рук, как, скажем, волейбол или футбол.

 

Помощником Софии и Данилы выступила пианистка Алена Колесникова. Опытный концертмейстер, она оказалась надежной поддержкой и, конечно, вселяла дополнительную уверенность в каждого из них.

Павел Мнацаканов
Павел Мнацаканов

У  пианиста Павла Мнацаканова, ученика шестого класса школы имени Ф. Шопена (педагог В.В. Пясецкий) времени на хобби практически нет: помимо музыкальной  он учится в англо-американской школе и, по отзывам знающих его людей, уже владеет английским языком (и не только им) настолько, что при необходимости становится переводчиком. А еще он любит скрипку и играет на ней. Но главный его инструмент все-таки рояль, которому он отдает не менее трех-четырех часов ежедневно, что в соединении с феноменальной одаренностью не может не давать своих результатов.

 

Заглянув в глаза этому ребенку, понимаешь, что их глубина наполнена уже не столько детскими интересами, сколько осмысленностью взрослеющего отрока, которому ведомы грядущие прозрения. Всё это было ясно слышно и в исполненных им произведениях, прежде всего Баха и Шуберта. Этот мальчик чувствует музыку так, как ребенок его возраста еще не должен чувствовать, ибо для этого надо пройти более солидный отрезок жизненного пути. И это потрясает и заставляет невольно задуматься о том, как сложно работать с такими детьми, какого терпения и осторожности, знания законов психического развития столь тонко организованного существа требует профессия преподавателя. Думается, что эти дети в надежных руках. Честь и хвала им за уже достигнутое, да не умалится их радение в столь значимой для грядущего искусства деятельности!

 

                                                                    Фото интернет-журнала «Лицей»

 

  • Ольга Антонова

    Концерт совершенно потрясающий! Поражаешься таланту детей, их наполненности музыкой. В зале было много маленьких детей, однако они не шумели, внимателтьно слушали сложнейшую программу. Когда-то был отдельный фестиваль для юных — «Музыка. Юность. Надежда». Почему бы не вернуться к этой идее? Для наших детей это как мастер-класс. И права автор — слушайте живую музыку!