Культура

«Нужно менять отношение молодежи к филармонии»

Новый, 2011 год, Карельская филармония встретила без директора. Два месяца  коллектив жил ожиданием результатов конкурса. И вот с 21 февраля новым руководителем стала Ирина Дмитриевна Устинова.
 
 {hsimage|Ирина Устинова ||||} Для справки. Ирина Устинова родилась в 1977 году в Волгограде. Окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А.К. Глазунова по специальности "Музыковедение" (2001); заочное отделение Международного института экономики и права (Москва) по специальности "Менеджмент организации" (2008).
Деятельность:
2001–2007 гг. – педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества»
2007–2008 гг. – Начальник отдела развития ГУ «Карельская государственная Филармония»
2008 г.– Директор по развитию журнала «Карелия сегодня» (ООО Издательский Дом «Скандинавия»)
2008–2011 гг. – Директор ГУ РК «Карельский региональный Центр молодежи».
С 21 февраля 2011 г. — Директор ГУ «Карельская государственная филармония»

Не секрет, что в Карельской филармонии проблем хватает. В настоящем – финансовые сложности, в будущем – возможная реконструкция. О том, что ожидает филармонию, мы беседуем с новым директором.

– Ирина Дмитриевна, работа в филармонии вам знакома не понаслышке. С какими чувствами вы возвращаетесь в филармонию в должности директора?

— С радостью. Филармония для меня всегда была особенной организацией, а работа здесь  делом чести. Я хочу, чтобы моя деятельность в филармонии прежде всего носила позитивный характер.

– Какие новшества ожидают сотрудников и слушателей?

— Многое придется делать заново, многое будет изменено, но я считаю, что в филармонии есть свои прекрасные традиции, которые нужно будет сохранять и преумножать. Прежде всего, речь идет о богатстве филармонии – двух творческих коллективах, у которых на сегодняшний день очень хорошее, известное имя. Это достояние республики, и основные силы будут направлены на то, чтобы его сберечь, помочь дальнейшему развитию и продвижению.
    
– Помимо деятельности двух оркестров, есть ли другие традиции, которые следует беречь?
— Например, фестивали. Прежде всего, это старейший фестиваль филармонии – Международный фестиваль камерного искусства «Осенняя лира». Безусловно, джазовые фестивали – это давние филармонические проекты, которые многие годы существовали под разными именами – это тоже отличная традиция.
 
Что касается фестиваля «Белые ночи Карелии», то в этом году фестиваль, очевидно, будет проводиться не под эгидой филармонии, и на каких условиях филармония может в нем участвовать, пока сказать сложно. Насколько я знаю, наш симфонический оркестр на фестивале желателен. И если это действительно так, то мы готовы обсуждать условия участия филармонии и симфонического оркестра как партнеров фестиваля «Белые ночи Карелии».
 
Традиций довольно много. Здесь и концерт-подарок для школьников к первому сентября, и новогодние концерты, и новогодние елки… Хотелось бы возродить традицию проведения благотворительных балов. Я уже об этом думаю и надеюсь, что хватит сил подобные проекты реализовать. Будем стараться привлекать спонсоров.

– На что филармония будет делать ставку: на приезд мировых знаменитостей или на активное привлечение местных музыкантов?

— В моем понимании концертная политика должна формироваться с учетом нескольких составляющих. Если взять все концерты филармонии в процентном соотношении, то 40 процентов – это концерты с привлечением интересных имен, известных исполнителей, мировых звезд. Но мы не можем не использовать и наши ресурсы: мы должны приглашать наших ближайших партнеров, скажем, музыкантов из Санкт-Петербурга, петрозаводских солистов. Но в любом случае надо учитывать и третью составляющую – экономическую, чтобы не работать себе в убыток.

– На ваш взгляд как директора, каким должно быть соотношение музыки популярной и непопулярной – современной, старинной, редко исполняемой?
— Я считаю, что филармонии следует быть разносторонней. В ней должны присутствовать различные жанры исполнительского искусства, и в том числе – я не исключаю этого – популярная,  в прямом смысле слова, «прокатная» музыка. Без этого тоже не обойтись. Филармония – центр музыкальной культуры, та организация, которая осуществляет музыкальное просвещение для разных групп населения и должна предлагать программы на разный вкус.

– Министр культуры не раз говорила о возможной реконструкции здания филармонии. Насколько эти планы реальны для ближайшего будущего?

— Сейчас Министерство культуры осуществляет финансовое планирование, чтобы действительно стало возможным поставить филармонию на реконструкцию. По конкретным датам вопрос до конца не решен, но, скорее всего, это произойдет.

– Есть ли опасения, что начало реконструкции станет концом филармонических коллективов?

— Нет, так вопрос даже не ставится. И симфонический оркестр, и оркестр народных инструментов, безусловно, останутся в составе филармонии. Эту позицию я готова отстаивать в Министерстве культуры, если возникнет такая необходимость. Филармония ни в коем случае не превратится в концертное агентство.

– Следует ли нам ожидать серьезных кадровых перестановок?

— Не секрет, что на сегодняшний день свободна должность художественного руководителя. В ближайшее время мы планируем объявить конкурс. (Пока готовился материал, конкурс уже был объявлен – прим. ред.)

– А смена административного аппарата и перестановки в оркестрах? Скажем, в ближайшие полгода…
— Изменения в штатном расписании филармонии будут – у меня другое видение организационной структуры. До конца сезона станет ясно, насколько нынешний административный состав сможет справиться с возросшими обязанностями. Если потребуется, я готова к принятию кадровых решений. Пока не могу сказать, насколько изменится коллектив – полностью или уйдут всего лишь пара человек.
    
– В молодежном сознании у филармонии довольно низкий рейтинг. Должна ли она стать модной, или следует поднимать имидж традиционности?
— Филармония в принципе не может быть для молодежи модной. Нужно их воспитывать, менять отношение к той филармонии, которая уже есть, к ее традициям. Прежние партнеры, зная о моей новой должности, уже готовы к сотрудничеству, активно предлагают разные проекты. Думаю, мы со следующего сезона должны будем обязательно подписать соглашение о партнерстве с молодежными центрами. Тем более, что опыт работы с Городским центром молодежи у филармонии уже есть, хотя и не закреплен документально.

– Изменится ли ситуация с выставочно-концертным залом?
— В ближайшее время подниму этот вопрос в министерстве. Потеря этого зала в свое время стала большой ошибкой.

– Филармония, как и театр, — это Служение. Люди работают за Идею. Насколько вы чувствуете, что в вас сильна Идея?

— Вся работа, которая была в моей жизни, была Идеей. Работа в Центре молодежи не была просто работой или только управленческим опытом. Это была моя жизнь, место, где я жила два года, в три часа ночи приезжая из командировки и в девять утра выходя на работу. Если я вхожу в эту работу, то вхожу в нее так.
 
Надеюсь, что сейчас у меня будет поддержка в Министерстве культуры, которое выбрало мою кандидатуру из 15 человек, участвовавших в конкурсе. Очень хочется, чтобы была и поддержка коллектива. Я понимаю, что какой бы директор сейчас ни пришел в филармонию, он никто, в первую очередь для творческих коллективов. Чтобы для этих людей стать авторитетом, его нужно заработать. На это уйдет время, я это прекрасно понимаю. Если ты сделаешь так, что тебя будут уважать – ты будешь здесь работать. А если уважения не будет – надо найти в себе честность закрыть ежедневник и сказать: «Я не справилась».

– Вы допускаете такую мысль?
 
— Допускаю. Человек не всесилен.

— Что придает веры в лучшее?
 
— Я никогда не была пессимистом. К любой пессимистической новости я отношусь оптимистически, и меня очень сложно сломить. Мне могут сказать: «Ты ничего не сделаешь, через три месяца сойдешь с ума». Я никогда не верила в подобный настрой, у меня всегда был внутренний стержень, который, несмотря на неприятности, помогал мне выстоять, выдержать и идти дальше. В филармонии работают люди с чувством юмора, а человек, у которого оно есть, обладает внутренней силой. Я по натуре оптимист.

Полную версию интервью читайте на сайте Карельской филармонии.