Накануне Дня работника культуры Республики Карелия, который отмечается 31 мая, начинаем цикл публикаций «Культурный работник».
Более 20 лет в Карелии работает филиал Российского Фонда культуры, которым все это время руководит энергичная Зифа Юсупова. За два десятилетия ею немало сделано для финансовой и организационной поддержки многих замечательных проектов. Зифа Габбасовна – человек неординарный, харизматичный, ее крепкий характер и пробивную силу многие знают не понаслышке. Дела фонда – стипендии молодым талантливым ребятам, поиск меценатов и средств, установление мемориальных досок, издание прекрасных альбомов лучших живописцев Карелии – говорят сами за себя. Она всегда в форме, ее можно увидеть на выставках, в театре, в филармонии. У нее на все свое мнение. Наша беседа началась издалека.
– Как вы окунулись в мир культуры и искусства?
– О, это долгая история, и уходит она корнями в детство. В шестом классе я перенесла инфекционную ангину и долгое время не могла ходить. Врачи были беспомощны. Мама моя из княжеского семейства Акчуриных, была удивительно доброй, заботливой, никогда не ругалась, хотя нас в семье было шестеро – пять девочек и один мальчик. Меня в детстве все звали Зоя, а сестру Зару – Любкой. Она у нас была такая же отчаянная, как героиня из «Молодой гвардии» Любовь Шевцова. Вся улица нас боялась, обзывали татарами, их родители никаких мер не принимали, и мы отбивались сами как могли..
Мама вылечила-таки меня соляными ваннами – неподалеку от нас находились соляные гроты. А я пока лежала, всё слушала радио, телевизора-то не было. Однажды в спортивной передаче услышала историю про американскую спортсменку, прикованную к постели так же, как и я, но впоследствии ставшую олимпийской чемпионкой. Этот рассказ меня воодушевил и помог преодолеть недуг. В детстве я хорошо танцевала и пела, у меня был очень хороший голос. Из Ленинградской консерватории приезжали специалисты и хотели забрать меня на учебу в интернат, но я так рыдала, вцепившись в маму, что она не устояла. Так моя песенная карьера и не состоялась.
– Вы говорили, что ваша внучка теперь занимается музыкой?
– Да, ее прослушивала Елена Образцова и беспокоилась, как бы музыка не забрала весь талант Анны- Аксиньи. Дело в том, что она пишет музыку и красиво поет. Ей пока только 12 лет, живет она в Санкт-Петербурге. А я, где бы ни была, всегда иду в оперу. Это моё на всю жизнь..
– Вы окончили Карельский пединститут?
– Сначала я поступила учиться в медицинский институт в Оренбурге. Конкурс был, помню, огромный. У меня всегда было обостренное чувство жалости к животным и к людям, хотела стать врачом, но когда в первый раз попала в анатомический класс и увидела кости, то поняла, что врач из меня не получится. И чтобы не пропустить год, поступила в топографический техникум. Работа была очень закрытая, мы делали карты.
Зифа Габбасовна уносится мыслями во времена своей молодости. Вспоминает, как после техникума в горах под Челябинском они, две молодые девчонки, заблудились. Как мелькала золотом на закате на фоне уральских гор сказочная рыжая лисица. А потом встретили волка – ужас! Долго блуждали до самой темноты и все-таки вышли на геологическую экспедицию. Это было спасение. А потом была Киргизия, Таласская равнина. «Однажды, было это в марте, – вновь вдохновляется воспоминаниями моя собеседница, – с одной стороны вижу что-то красное, с другой сиреневое, белое, а там и желтое. Что это такое? А это, оказывается, горные тюльпаны!». Слушаю Зифу Габбасовну и понимаю, что она вся в том золотом для нее времени. Здесь же – жесткая реальность. Недавно похоронила мужа, который всю жизнь боготворил ее. Последние месяцы его болезни – вынужденное хождение по больницам с их бедностью, запущенностью, где часто живет одно тупое равнодушие.
– Как вы оказались в Петрозаводске?
– Мои сестры были преподавателями, учились в аспирантуре в Москве. Были же такие ректоры, как Ихалайнен, которые в столичных вузах искали для себя хороших специалистов. Сестрам пообещали квартиру и выполнили условие. Обе сестры, Фарида и Зара, приехали в Петрозаводск. Одна всю жизнь проработала в пединституте, другая в университете. В Карелии учеников у них не счесть. Я приехала к сестрам. Пошла работать топографом, потом окончила филфак пединститута, работала учителем рисования и черчения. Вышла замуж за геолога Марка Балагурова, сына известного ученого-историка. Марк восемь лет искал в Якутии алмазы, а потом вернулся на работу в Карелию.
Как-то меня пригласили в горком партии и предложили встретиться с Суло Юнтуненом, председателем карельского отделениия Союза художников. Он неожиданно предложил мне стать директором Выставочного зала, того, что и по сей день находится на улице Карла Маркса. Почему выбор пал на меня, до сих пор не понимаю.
– Директором выставочного зала вы проработали целых 20 лет. Чем была для вас эта работа?
– Попав в эту удивительную атмосферу, я поняла, что по жизни меня ведет Аллах. Ведь это было почти чудо, что именно меня выбрали на это место. Время было интересное! У меня за плечами множество созданных экспозиций. Мы устраивали выставки не только в Карелии, на погранзаставах, но и в Москве, Ленинграде, Архангельске, Вологде, а также в Финляндии, Германии. Организовывала поездки художников в Москву и Ленинград на все значимые выставки. Нам оплачивали билеты, обычно мы ездили в общих вагонах, ночевали в мастерских у знакомых художников Нам повезло с министром культуры, им тогда был Лев Николаевич Колмовский, замечательный был человек. Он немного прихрамывал, но мастерские художников на шестом этаже посещал частенько и всегда знал, кто над чем работает. А какие встречи мы устраивали в Союзе театральных деятелей, в музее, выставочном зале. Заключались договоры, за счет которых художники жили. По моим настойчивым просьбам стали отправлять учиться молодежь по направлениям в художественные вузы. Многие из замечательных наших карельских авторов учились в Ленинграде, а потом вернулись в Карелию.
–Молодые художники сейчас уезжают в поисках лучшей доли. Чем их можно удержать, на ваш взгляд?
– При встрече с Главой республики, я сказала Александру Петровичу Худилайнену, что если мы ничего не будем делать для культуры, Карелия всегда будет на задворках. Необходимо на последних этажах домов давать художникам двухкомнатные квартиры, в одной они жить, спать и любить будут, в другой творить. Вся Америка, Канада и другие страны таким образом поддерживают молодых.
– Рассказывают, что все выставки вы раньше делали по разнарядке сверху…
– Нет, конечно! Помню, поступила нам сверху команда: устроить выставку художника Ильи Глазунова. Мы собрались и приняли решение: «Не хотим Глазунова!» и выставку не приняли. Конечно, существовала некоторая цензура. Но Иван Ильич Сенькин лично бывал на каждой выставке. Это большое дело, когда власть проявляет интерес к культуре, к творческим личностям. Мне нравится, что нынешний министр культуры Елена Богданова старается во все вникнуть, помочь, там, где это возможно.
– Уже более 20 лет вы руководите карельским филиалом Российского фонда. У вас много наград, званий. Ваше имя внесено в энциклопедию Татарстана и Карелии…
– Я все время хотела что-то сделать для культуры, потому что культура – это моя жизнь. Хотелось оставить после себя какое-то важное материальное наследие. Все эти годы искала средства и выпускала в большую жизнь альбомы о творчестве лучших художников Карелии: Екатерины Пеховой, Бориса Поморцева, Суло и Олега Юнтуненов, Лео Ланкинена и других. К 90-летию республики был издан фотоальбом, в котором Олонецкая губерния представлена в ста цветных снимках С.М. Прокудина-Горского. В общей сложности, включая небольшие сборники, комплекты открыток и брошюры, удалось выпустить 17 изданий. Причем, частично средства давали меценаты, в основном же Министерство культуры Карелии. В 2005 году по инициативе моей и моих дочерей Юлии и Лидии, в Беломорске, бывшей военной столице Карелии, был установлен памятник «Сынам и дочерям Татарстана и Карелии, защитникам Отечества (1941 — 1945)». Это самый северный знак в мире татарам.
Сейчас мы работаем над созданием знака памяти репрессированным татарам в местечке Сандармох в Медвежьегорском районе. Идет работа над изданием литературного сборника «Голоса. Проза. Поэзия. Живопись», а также нового альбома «Содружество муз. Поэт Тайсто Сумманен и художник Геннадий Ланкинен».
– Вы уже устали, наверное, от этих забот?
– Нет, я живу этим.