Вернисаж с Ириной Ларионовой, Культура

Азарт и увлечённость

Галина Щербакова. Фото Ирины Ларионовой
Галина Щербакова. Фото Ирины Ларионовой

Культурный работник

Имя заслуженного работника культуры Карелии и России Галины Сергеевны Щербаковой навсегда связано с декоративно-прикладным искусством, ради которого она работала не покладая рук всю свою жизнь.

Пятеро ее учеников получили звание заслуженных работников культуры Республики Карелии, и это говорит о многом. В августе Галина Сергеевна отмечает свой юбилей.

Маленькая и хрупкая, она больше напоминает подростка, а у нее за спиной большая и достойная жизнь. Галина родилась за два года до начала войны. Пережила, как и многие,  эвакуацию, вернулась в Петрозаводск. С детства любила рисовать. Посещала городскую студию и брала уроки у незабвенной Марии Александровны Поповой, обучившейся азам рисования в эмиграции в Харбине.

Еще в Тюмени, в эвакуации,  юная активистка  Галина участвовала во всех культурных мероприятиях авиагородка, где жила семья, и тогда же решила, что после школы поедет поступать в институт культуры в Ленинград. И поехала. Гуляя по Летнему саду, случайно, казалось бы, вышла к Мухинскому  училищу. Обмерла от красоты, робко вошла, огляделась на роскошную лестницу, картины на стенах и поняла, что хочет учиться только здесь. В первый раз не поступила, но это не смутило девушку: характер у нее уже тогда был крепкий. Осталась в Ленинграде, занималась в подготовительной студии Василия Суворова и работала на почте.

Вторая попытка удалась: Галина поступила в Мухинское  училище на отделение интерьера. Здесь встретила свою любовь – Сергея Ивановича Щербакова, с которым они были вместе до самых последних дней его жизни. «До сих пор помню, как он приехал с целины, этакий бородатый красавец, а я попала к нему на курс после болезни», –  вспоминает художница.

Трудно сейчас представить почтенного педагога с зелеными или апельсинового цвета волосами, с бабеттой на голове, но ведь на то и юность, чтобы дерзать и в творчестве, и в жизни. Было это и у нее.

Поколение Галины Сергеевны училось у тех, чьи картины сейчас находятся не только в Музее изобразительных искусств Карелии, но и в Третьяковке и в Русском музее. Особенно любили студенты Бориса Шаманова и Ярослава Крестовского, за скромность и профессионализм.

–  Это было удивительное время, –  вспоминает Галина Сергеевна. – Мы не пропускали ни одной выставки. Помню, педагоги отправили нас на выставку Петрова-Водкина. Мухинка вмиг  опустела. Преподаватели  словно чувствовали, что надо спешить. Через четыре часа работы выставки горком партии ее закрыл! Мы, будучи студентами, объездили всю Россию. Была я и в Средней Азии, особенно любила приезжать  в Прибалтику. Вот только на Дальнем Востоке не удалось побывать…

Галина Сергеевна некоторое время преподавала в только что открывшемся отделении худграфа в Педагогическом училище. Потом стала руководить самодеятельной студией изобразительного искусства,  которую создала известная карельская художница Валентина Авдышева, рано ушедшая из жизни.

Четверть века  Галина Сергеевна  изучала новые техники, осваивала оригинальные методы и материалы, организовывала выставки в районах Карелии, в Петрозаводске и за рубежом, мастер-классы специалистов из Прибалтики, Финляндии, занималась популяризацией народного творчества  на телевидении и радио, и учила, учила… При ней студия при Дворце  культуры «Машиностроитель» получила звание народной. В Норвегии коллеги до сих пор ее вспоминают: «Почему вы не привозите ваше декоративно-прикладное искусство, где ваша Галина-макраме?» Так ее прозвали за увлечение этой тогда весьма популярной техникой.

–  У меня никогда не было иных целей, кроме как научить других тому, что умею сама. А это значит,  самой всегда нужно быть в форме, много читать, смотреть выставки, –  говорит Галина Сергеевна.

В студии занимались в основном люди среднего и солидного возраста, а Щербакова думала о преемственности. Она хотела учить молодых, у нее появилась новая цель: задумала она ни много ни мало – создать отделение декоративно-прикладного искусства в Карельском  училище культуры.  И создала! С тех пор минуло уже двадцать лет.  Коллекция  изделий декоративно-прикладного искусства, которую можно увидеть в небольшом выставочном зале Карельского колледжа культуры и искусств, впечатляет. Значит, не зря потрачено время. Но душа у Галины Сергеевны  не на месте.

Как не беспокоиться, если прием на декоративно-прикладное отделение нескольких лет не проводился?  Благодаря активному ходатайству Галины Щербаковой и вниманию к этому вопросу министра культуры Елены Богдановой, в этом году наконец  в колледж на отделение придут новые студенты. Сохранить бы еще и мастеров-педагогов!  Мысли Щербаковой сейчас об этом.

Выросла целая плеяда учеников. Одна из лучших учениц Щербаковой Екатерина Рычкова теперь работает в Москве, в самом главном Музее декоративно-прикладного искусства. Таких  талантливых звездочек, как Екатерина, у Галины Сергеевны много.  Дарья Березина, известный своими изысканными изделиями мастер, уверена,  что самое важное –  увлеченность.  А в работе преподавателя очень многое значит азарт.

– Азарт и увлеченность, способные повести за собой в профессии, – вот те удивительные качества, которые присуще моему педагогу Галине Сергеевне  Щербаковой, – с благодарностью говорит Дарья.  Видела кокошник, выполненный Дарьей по эскизу, найденному Галиной Сергеевной в архивах  Эрмитажа. Это настоящее произведение искусства!

Галина Сергеевна уже на пенсии, живет на даче, но обходиться без любимого дела  не умеет и не может. Создала мастерскую для местных  ребятишек, среди которых и ее внуки: «Пока я что-то создаю, я живу».

Для нее жизнь не меняется – она по-прежнему в строю: настоящий учитель не может не учить.

Фото автора