Культура

«Царём буду!»

 
{hsimage|Полтора часа пролетели на одном дыхании ||||} Культурный Петрозаводск «проспал» незаурядное событие: исполнение в Карельской государственной филармонии оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный».
 
Это было действительно событие: после финальных, постепенно затихающих  звуков колокола публика еще какое-то время продолжала сидеть в оцепенении.
 
Подобное случается чрезвычайно редко. Потом были горячие аплодисменты, многочисленные возгласы «браво!». А утверждать, что город концерт «проспал», можно по причине заполненности зала едва ли наполовину.
 
Даже для столичной филармонии огромная честь иметь в репертуаре «Ивана Грозного». Это сложнейшее произведение Прокофьева,  созданное, как известно, на основе его музыки к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный».   Силы для исполнения нужны незаурядные: оратория написана для чтеца, солистов, хора и оркестра.
{hsimage|Мужской хор |right|||} В Карельской филармонии оратория уже звучала в 1994 году — с Иннокентием Смоктуновским, гениально читавшего текст. Помнившим тот концерт казалось, что повторить успех невозможно. Тем более на сей раз не удалось заполучить именитых чтецов: одни оказались заняты, другие слишком дороги. С  партией чтеца  однако прекрасно справился наш Александр Холодков, известный более по оперетте. Он  оказался так убедителен в образе царя Ивана, что мороз по коже шел, и  столь же выразительным юродивым.
 
Два академических хора участвовали в проекте  — Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова и Петрозаводского государственного университета (руководитель Николай Маташин). Руководитель консерваторского хора Евгений Гурьев поддержал предложение филармонии исполнить ораторию.  Редко доводилось видеть, чтобы с такой самоотдачей и  сосредоточенностью вели свои партии хористы.
{hsimage|Женский хор ||||} Прекрасно справились со своими партиями солисты Музыкального театра РК меццо-сопрано  Диана Гришина и бас Андрей Блаховский.
Титаническую работу проделали симфонический оркестр и его главный дирижер и художественный руководитель Мариус Стравинский.  Соло в оркестре вели Юрий Ковалев (туба), Валерий Бобков (колокола), Руслан Девликамов (труба), Илья Романов (контрабас).
Музыка Прокофьева постепенно захватывала зал и уже не отпускала до конца. Трагическое сочинение, лишающее душевной устойчивости непредсказуемостью явленного нам миропорядка. После лирического «Океан-море» — падение в мрачные бездны сознания царя-изверга («Царем буду!»), вслед за величавой «Многая лета» — юродивый, ближе к концу жуткие пляски опричников. А в финале истаивающий звук колокола, будто последние звуки в гибнущем мире.
 
{hsimage|Аплодировали долго и горячо ||||} На редкость современна оратория «Иван Грозный» с ее темой  адской жажды власти над людьми, в жертву которой приносится всё и все. Но как ни странно, чувства угнетенности не возникает, скорее напротив, подъем. Наверное, это и есть катарсис, о котором много говорится, однако случается он чрезвычайно редко.
 
— Я очень рад, что наш концерт понравился вам и городу, — сказал Мариус Стравинский в ответ на слова восхищения. – Жаль, что было много пустых мест…
Этот концерт посетили энергичные молодые люди, которых вряд ли можно назвать завсегдатаями филармонии.  Рассказывают, что они были впечатлены ораторией и… возмущены:  отсутствием людей, отсутствием рекламы,  отсутствием спецэффектов, которые они готовы были бы предоставить.  У них есть желание устроить колоссальное молодежное шоу, которого никто не мог бы представить себе в нашем городе. Вот такая неожиданная реакция. Так что не исключено, что мы услышим «Ивана Грозного» еще раз.
Фото Анастасии Пименовой

  • Анна Токарева

    ТО, что Петрозаводск проспал это событие — очень жаль. Но отчасти, это вина и самой филармонии, нужно поучиться работе по продвижению своих мероприятий у наших театров. Наташа Крылова не дала бы никому проспать:)

  • Юрий Сидоров

    Очень боюсь, Наталья, что эти молодые люди сделают из «Ивана Грозного» действительно шоу. А это беда. Это произведение — шедевр, ему противопоказаны модные шоу-эффекты. Оно само по себе прекрасно! Можно светом поработать, быть может, но оно должно быть строгим и величественным. Все дело в исполнителях. Если они хороши, то этого достаточно. Поздравляю Карельскую филармонию!

  • Анастасия Пименова

    Очень рада, что в статье использовали мои фотографии)))

  • Елена Ициксон

    Да, это был самый лучший концерт сезона! Это было самое лучшее исполнение, самая замечательная работа оркестра, хора и дирижера! Это, действительно, событие

  • Леонид

    ПТЗ и ОТКРЫТЫЕ РЕПЕТИЦИИ «ГРОЗЫ» МОЖЕТ ПРОСПАТЬ!)))