«Гроза» А. Островского (?) в Театре кукол РК. Режиссер Наталья Пахомова
Моноспектакль обладательницы высшей театральной премии России Любови Бирюковой стал, на мой взгляд, и событием, и скандалом в театральной жизни Петрозаводска.
Событием – потому что филигранное мастерство актрисы не может не радовать зрителя в любой ипостаси исполнительницы. У нее в этом спектакле нет кукол, зато есть неодушевленные предметы, в которые актриса вкладывает жизнь и талант. Она сама лепит Тихона из теста, делает Катерину из клубка шерстяных нитей и белого шлейфа, простой зонтик становится Борисом Григорьевичем – и всему этому веришь и искренне восхищаешься талантом актрисы. Хотя ощущение вторичности не покидает насмотренного зрителя. Постоянно вспоминается шарф Айседоры из моноспектакля Андрея Денникова «Исповедь хулигана» и его же шлейфы из «Маленьких трагедий». Но наша Бирюкова тоже может. И это прекрасно.
Теперь о скандале. Весь спектакль – монолог совестливой доброй женщины, искренне раскаивающейся в своих грехах. Потому что специально совершить эти грехи женщина, которую играет актриса, конечно же, не могла. И женщина эта – КАБАНИХА!
Любая пьеса подразумевает вариативность трактовки ее в театре. Но режиссер, беря пьесу, прежде всего «советуется» с автором и, трактуя ее, не может не ощущать некое ТАБУ. Если мысли автора и режиссера не совпадают, то режиссер просто не ставит эту пьесу. Здесь именно такой случай, когда мысли разбросаны и почти ни в чем не совпадают с автором, и тем не менее режиссер ставит пьесу.
Ну что ж, нам не привыкать. В одном из московских театров Катерина пьет, курит и матерится. А у нас наоборот. Кабаниха – такая зайка. Хочется напомнить тем, кто забыл пьесу: у Кабанихи Островского и намека нет на раскаяние.
Насколько честнее наших западные режиссеры! Они никогда не ставят «Грозу», потому что никто из них никогда не поймет, почему русская красивая богатая женщина, у которой под каблуком любящий муж, есть отличный любовник, прекрасные родственники, бросается в Волгу. Это не по-ихнему. Вот они и не ставят.
Современная трактовка классики бывает допустимая и недопустимая. В Театре кукол РК, на мой взгляд, второй вариант.
Могу предложить некоторые идеи для будущей постановки «Грозы», исходя из увиденного.
Значит так. Дикой оказывается меценатом и коллекционером-любителем вроде П. Третьякова. Феклуша образованной русской путешественницей вроде Веры Харузиной, а «люди с песьими головами» — это просто-напросто «снежные человеки» из Пряжинского района.
А вот Кулигин совсем наоборот. Этот изобретатель вечного двигателя – сексуальный маньяк. Кто нашел Катеринув реке? Кулигин. А кто ее туда спихнул, да еще с обрыва? Тоже Кулигин.
Вот такой вам расклад новейшей русской «Грозы».
Скучно все это, господа.
Борис Гущин,
член СТД России и карельского отделения СП России