Культура

Сортавальский маэстро

 
{hsimage|Сергей Суэтов. Фото с сайта babymusic.ru ||||} То, что Сортавала – это своеобразный музей архитектурных стилей первой трети ХХ века, уже общеизвестно. Издавна, что в «финские», что в послевоенно-советские годы, она была и есть городом художников, которые отобразили-воспели на своих рисунках-полотнах его дома-улочки-площади и здешнюю природу. А скольким певцам, от самодеятельных до столично-оперных, дал голос и душу этот наш край!  Не хватало разве что персонального композитора. И он появился – Сергей Сергеевич Суэтов.

 

Я практически ничего не понимаю в музыке (пусть об этой стороне его деятельности скажут профессионалы), поэтому буду говорить о нем как о человеке и даже, извините, явлении в культурной жизни моего – и его – города, края, а, возможно, и шире….

Баян деда и рояль… за стенкой
 

Он родился в конце мелодичного и красочного сентября  1950 года в Петрозаводске, на Зареке. Отец и мать Сергея были профессиональными певцами. Отец, Сергей Федорович, правда, без специального образования, а мама, Валентина Петровна, окончила вокальное отделение музыкального училища в Ленинграде. Оба работали в «Кантеле», в ансамбле песни и пляски Северного военного округа.  Кстати, одно время, сразу после окончания Великой Отечественной, ансамбль базировался в Сортавале, и отец Сергея в те годы жил здесь.

Округ расформировали, и поехал родители, певцами же, в Германскую  Демократическую Республику, выступали в ансамбле здешней Группы советских войск. Надолго поехали. А он остался с бабушкой Екатериной Васильевной Селивановой на Зареке. Вернувшись в Петрозаводск, отец и мать пели на сцене Музыкально-драматического театра. Сыну впору было тоже стать певцом – голос есть, профессиональный подсказ обеспечен! Мог бы, да не стал. Иной вариант: отец после того, как ему исполнилось сорок, стал актером, работал в Петрозаводском музыкальном театре. Оказалось, опять для Сергея не то.
– Так кто же был  определителем твоего пути? – спросил я в один из своих приездов на отчину-родину, зайдя по обыкновению и к нему в архитектурно-нестандартный деревянный финский дом на южном конце улицы Карельской, неподалеку от моего родительского, когда мы сидели в его угловой музыкальной комнате-кабинете, где – и пианино (или фортепьяно?), и компьютер (помогла приобрести для педагогических нужд администрация города), и полки с книгами-пленками-дисками.
Наверно, дед. Он гармонистом был. И Екатерина Карловна Рикконен. Заслуженный деятель искусств Карельской АССР, она преподавала в музыкальной школе, тогда единственной, сейчас «первой». Наша квартира внизу на проспекте Урицкого (теперь Александра Невского. – В.С.) была коммунальной, у нас две комнаты, и она в третьей, так я все время слышал ее рояль. И часто видел ее. Пошел в ее класс. А Екатерина Карловна у самой Елены Фабиановны Гнесиной, одной из знаменитых музыкальных сестер, брала уроки!
Институт имени Гнесиных был необычным. В смысле, что там учили не так, как в других: не только музыке, но и музыкальной педагогике. То же делала и Рикконен. Подобным образом стал поступать и Сергей. В последней квартире этой старой учительницы, в доме около перекрестка Пушкинской и Свердлова, ближе к озеру, где бывал и он, ее ученик, теперь юридическая консультация.
По окончании школы в 1966 году Сергей сразу же поступил в Петрозаводское музыкальное училище, в класс фортепьяно к Олегу Леонидовичу Рудакову («Имя в профессиональных кругах тоже сильное», – сегодняшняя оценка С. Суэтова). Когда стал заниматься сочинительством? Тогда и начал. В их доме номер десять, кстати, построенном специально для музыкантов, артистов и художников, тогда обитали композиторы Рувим Пергамент, Гельмер Синисало, Петр Борисович Козинский, а также артисты из кукольного и других театров («Актер Финского драмтеатра Геннадий Лайне  учил во дворе меня играть в теннис».) Сочинял пьесы для фортепьяно («Тут у нас дома свой инструмент появился»), относил их к Геннадию Алексеевичу Вавилову, который хотел создать целый композиторский класс. Набралось в этом классе что-то около семи человек, но вроде никто, кроме Суэтова, таковым не стал.
Окончив училище, Сергей решил пойти не куда-нибудь, а сразу  в Московскую консерваторию! Знай наших. Конечно, ничего из этого не вышло, хотя с собой у него была целая пачка рекомендательных писем для поступления: мнение той же Екатерины Карловны значило многое, но…
Армия в Заполярье, возвращение в Петрозаводск. Как раз распахивал свои старинные двери ресторан «Петровский» – элитный и сейчас, а тогда такое событие! Открывали его в том числе и супруги Суэтовы (с женой Ольгой познакомились еще в училище) – он играл, она пела. Проработали лето и пошли в министерство культуры: «Найдите место». Министр Лев Николаевич Колмовский удивился: «И в Пудож поедете?»«Поедем». Три года Сергей директорствовал в тамошней музыкальной школе, а Ольга преподавала фортепьяно («Хорошее было время»).
Молодые, потому и на месте, хоть и притягательном, как усидеть! И двинулись Суэтовы в поход аж на Москву, прямиком в Росконцерт. Там показали им огромную картотеку тех, кто желает у них работать, а они, безвестные провинциалы, кто такие в столице? Однако хозяева-распорядители картотеки попались нечиновные: даже не прослушав нагрянувших нахалов (да поет ли она? да умеет ли он играть-то?), предложили им прибыть в далекий Красноярск, где их будут ждать и квартира, и место.
Сначала получился месяц простоя, зато потом – гастроли по всему этому самому огромному в Советском Союзе краю, от Севера до Абакана. Новые места, встречи с колоритными людьми: специалисты в разных производственных сферах, ворье… Душевный наш народ. Переезд в Омск, откуда, уже, как было положено, после просмотра на худсовете – еще одна, еще более гигантская петля годовых гастролей по всему СССР: Байкал, Ташкент, Алма-Ата, Архангельск, Мурманск, Рига, Таллин, Украина, Молдавия… Работа, впечатления, великая страна.
Ольге давали в общих концертах исполнить всего по две песни – молодая еще. Иногда она пела и за мужнину. Ольга всегда чувствовала себя как певица (голос у нее был, о-о! мнение профессионалов и мое слушательское), и однажды с помощью существовавшей тогда при Москонцерте артистической биржи труда они уехали в Красноярск, где была нужда и в пианисте, и в певице.
Но работа работой, и пусть держава многолика и красочна, а своего-то угла у юной семейной пары как не было, так и нет. И ребенка хотелось. И вот, гастролируя по Молдавии, зашли Сергей и Ольга в местное министерство культуры: так и так, есть ли что? Дали им адрес музыкальной школы в городке Комрат, «столице» здешнего нацменьшинства древнего народа гагаузов («Какие люди, какая музыка!..»), где как раз нуждались в педагогах. Списались, на время осели там. В 1980 году родился Илья. Сергей поступил в Кишиневскую консерваторию, на отделение фортепьяно, а доучивался, уже переехав с двухлетним сыном в Сортавалу, на родину Ольги, в дом к тестю Александру Евдокимовичу Алексееву и теще Нине Васильевне Корольковой: Ольга восстанавливалась после травмы, полученной в автомобильной аварии, за ребенком нужен был постоянный пригляд, и они решились – под родительское крыло.
Жили  на чердаке: там комнатка с окном, откуда вид на городские крыши, как (извините за сравнение, но кто побывал в нашей Сортавале, тот поймет меня) на крыши Парижа, отдельный вход, витая лесенка с гнутыми перилами, отполированными тысячами ладоней прежних, довоенных, хозяев и теперешних. Собственно, в этом доме Сергей живет и сейчас, занимая его с сыном (Ольга неожиданно умерла в 2002 году) уже полностью.
…Сергей в восьмидесятых руководил вокально-инструментальным ансамблем «Комбинат» на Сортавальском мебельно-лыжном комбинате, который был одним из крупнейших в СССР производителем спортивных лыж. И обычных, с маркировкой «Карелия». А еще производил хоккейные клюшки. И разную мебель. Этот ВИА вскоре (1986) стал лауреатом общереспубликанского конкурса.
И опять же продолжал писать песни. Получив в 1987 году по итогам республиканского конкурса самодеятельных композиторов, проходившего в рамках 2-го общегосударственного  фестиваля народного творчества, дипломы как первой, так и второй степени – сразу за две своих песни. Тогда же записал цикл лирических песен с Александром Быкадоровым, тогдашним руководителем Сортавальского хора ветеранов, впоследствии в нашей республике, да, пожалуй, и много шире известного как создатель и лидер ансамбля «Мюллярит».
1991 год был для Сергея плодотворен. В марте вместе с исполнителем-сортавальцем Александром Чистовым они принимали участие в культурной программе большого международного семинара в финском Варкаусе. В апреле они же участвовали в заключительном концерте 3-го Всесоюзного фестиваля народного творчества в Петрозаводске, будучи там единственными сортавальцами: Чистов исполнял песню на слова Игоря Северянина «Бывают дни» (музыка С. Суэтова),  аккомпанировал ему композитор. Оба получили лауреатские дипломы. А в июле Сергей и Александр отправились в Архангельск, на конкурс художественной самодеятельности Северо-Запада, собравший исполнителей из Мурманска и Ленинграда, Калининграда и Вологды,  Ярославля и Владимира, Сыктывкара и Твери: еще один, из последних, мощный выдох великой страны. И снова Александр пел песни Сергея, а тот аккомпанировал ему. Певец стал лауреатом. Понятно, не без помощи композитора-музыканта, который не только их писал, но делал их аранжировку (пошли компьютеры!).

«Пампулонцы», «Маленькие звездочки» и Юлия Замятина

Так продолжились и его композиторская стезя, и преподавательская. А поскольку в здешней музыкальной школе свободных ставок не оказалось, то в Доме пионеров.
Обычная вроде работа: учи да учи, а что уж из детишек выйдет – Бог весть, но Сергею этого было мало, и, когда Илье было 8-9 лет, он создал из двенадцати его ровесников вокальную группу «Пампулонцы». По имени героев одного из стихотворений чешского поэта Мирослава Валека. Для исполнения только веселых песен. И – стремительный взлет! ( «Чисто детских песен тогда было мало, и я стал их писать»).
Сергей писал песни и до «Пампулонцев», но, как он признается, как-то урывками, по несколько в год.
 
«Жена пыталась что-то мое петь со сцены. Но тогда с этим было строго:«Что вы делаете? Кто вам разрешил петь незалитованные (не проверенные цензурой) песни!» И поэтому я – счастливый человек. Причем чаще всего не записываю мелодию. Набросаю черновичок и с него делаю фонограмму. Мне этого достаточно. Хотя надо бы регистрировать авторское право на песню. Но я этим никогда не занимался. Благодаря конкурсам, в которых участвовали сортавальцы, песни, конечно, расходились по стране. Но поют и пусть поют».
Кстати, был в жизни Сергея (или, правильнее, уже сказать Сергея Сергеевича)  и период, когда он довольно часто сам пел свои песни и романсы. И хотя он отнюдь не считает себя вокалистом, потому между прочим и детям не ставит голос, да и «это очень сложно: петь и себе аккомпанировать», но, с другой стороны, «это такое хорошее творческое напряжение». И его не отпускает желание повторить тот свой опыт. Дождемся?
Дети-«пампулонцы» пели песен сорок, почти все на музыку – Сергея («Авторский ансамбль получился»)! Задорные, непривычные в атмосфере начала перестройки. Помню, я тогда был не очень доволен ими: «Не испортит ли детей Суэтов?»  И честно сказал о своем сомнении Сергею. Он молча не согласился.
Выступления по Северному Приладожью, на петрозаводских сценах (и Илья пел!), первыми из нашей республики его «пампулонцы» попали в телестудию «Останкино», на конкурс «Веселые нотки» (это сейчас одни «фабрики звезд», а тогда…), где заняли второе место! Но те дети выросли, стали другими, ансамбль распадался, а повторять успех с другими не хотелось. Да и не получилось бы. Да и зачем? И Суэтов со своими воспитанниками организовал в Сортавале, на базе Центра творчества детей и юношества (бывший Дом пионеров) «Театр песни», а в 1993 году провел первый городской конкурс «Маленькие звездочки», в котором участвовали певцы и певицы от 6 до 15 лет. И опять почти все песни были написаны им.
Тогда же Сергей занялся музыкальным оформлением передач местного радиовещания (свои позывные, музыкальные разделительные вставки), стал писать музыку к танцам и песням для спектаклей, которые ставили городские театральные коллективы – что дети в Центре творчества, что актеры городской студии «Дети понедельника». И тогда же его «Театр песни» начал выдавать таланты  исполнителей.
 
Весной 1995 года состоялась презентация аудиокассеты «Ласковый дождь» десятиклассницы Риты Шляминой (аранжировка и запись С.С. Суэтова), в июне на сцене главного театрально-музыкального зала города, по старинке называемого Домом офицеров, состоялся конкурс исполнителей эстрадной и популярной песни, в котором участвовали уже знакомые нам А. Чистов и О. Суэтова, а также И. Аверина, А. Сойтта, Т. Ахматова, Т. Бусарова, В. Дементьева и О. Тужикова. Первую премию завоевала Ирина из известной в поселке Вяртсиля музыкальной семьи Авериных. Надо ли говорить, кто был вдохновителем и организатором этого действа?
 
А в конце октября того же года близкая северная столица провела конкурс юных (до 12 лет) певческих дарований  России, от Калининграда до Камчатки, на который среди пятидесяти «избранных» получила приглашение и десятилетняя Наташа Веткина из суэтовского «Театра песни», повезшая туда два номера – карельскую народную песню и песни своего учителя на стихи Даниила Хармса.
Вскоре Сергей решился и на свой первый персональный авторский вечер, прошедший на той же «домоофицерской» сцене в марте девяносто шестого. Среди исполнителей его песен были Александр Чистов, а еще Лариса Шпаковская («Королева» на стихи Сергея Есенина), Елена Федотова («Не будь занудой, мама…»), Наталья Веткина («Лесная песенка»)… Слова дух последних написал  друг и коллега Сергея по песенному цеху петрозаводчанин Евгений Пекки, у них на сегодня даже образовался своеобразный творческий тандем, но в тот день звучали и на стихи Игоря Северянина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Поля Элюара. А в конце вечера композитор и музыкант предстал перед зрителями-слушателями и как певец, исполнив вместе с Н. Веткиной свою новую работу: «Я так хотел устроить бал…»
«Театр песни» вышел из городских стен, начав ездить с гастролями по России. Аналогично и придуманный им вместе с методистом и бессменным режиссером «Звездочек» Ириной Нестеровой конкурс «Маленькие звездочки». Первый со вторым были прочно увязаны, после четырех «местных проверок» в феврале 1997 года конкурс стал общереспубликанским: так глянулась всем эта идея. И прошел он  в Сортавале! Тогда к нам в город, кроме исполнителей, приезжали и музыковеды из Санкт-Петербурга, представлявшие оргкомитет конкурса молодежи – с таким же названием! Так совпало. Этот конкурс теперь проводится в северной столице ежегодно уже как общероссийский.
– Трое из моих воспитанников, и сын тоже, могут работать музыкантами самостоятельно. И зарабатывать этим, – говорил он мне. – Сейчас приходят уже дети тех, кто когда-то, маленькими, учился петь в моем кружке, затем театре. Та же Вика Шейкина, дочь Ирины Носковой.
 
1997 год. В Туле проходил межрегиональный конкурс «Восходящая звезда», с которого воспитанники С.С. Суэтова привезли дипломы третьей степени. 1998. Очередной городской конкурс, среди пятнадцати местных «маленьких звездочек» – суэтовские Наталья Тарасова, Надежда Чернецова, Елена Ерофеева, Виктория Шейкина, Анна Стирина и Ольга Крыльникова. 1999. Десятиклассница Наталья Веткина стала лауреатом 2-го республиканского конкурса, а солисты суэтовского театра к этому времени, кроме участия в конкурсах разного ранга и поездок по стране, уже дважды съездили с выступлениями в Польшу.
Особенно же тесные связи образовались с санкт-петербургским творческим объединением «Петроградская сторона», которое возглавляет С.В. Савенков:  группа гостей побывала с концертами в Сортавале, Лахденпохье, на о. Валаам и на зимние каникулы позвала сортавальцев к себе, в студию…  «Маленькие звездочки». Встреча прошла на всеобщее «ура» –  концерты, поездки по музеям, отдых.
А у Сергея Сергеевича появилась новая затея: фестиваль детских певцов, чтобы пели-соперничали исполнители во всех наших приладожских городах – Лахденпохье, Сортавале, Питкяранте и Олонце, а потом организовать тур победителей (одного автобуса хватит) по всему побережью и все увидят всех… Не его вина, что это не осуществилось.
 
В конце того же 99-го его ученицы Лада Сержантова и Елена Трихичева ездили в Санкт-Петербург на Всероссийский детский конкурс эстрадной песни, где три из исполненных ими песен были суэтовские, в начале марта 2000-го Елена Трихичева – на Всероссийский в нашу Рязань, а Татьяна Хомич – на Международный в польский город Ярочин.
Всего где-то более двух сотен песен на творческом счету С.С.Суэтова – исполняются на концертах, записаны на дисках. За годы работы в качестве преподавателя через его руки (сквозь сердце) прошло около ста детишек-певцов.  Кто отошел от юношеского увлечения, оставив благодарную память, но, знает он точно, что одна  из его воспитанниц, тогда – Эмма Струнникова, работает в Центре национальных культур (Петрозаводск), проявился композиторский дар и у Натальи Мякотных, сейчас – Жемойтук, в Пудоже («Моя гордость… Вовсю пишет детские и взрослые песни, уже есть два диска… Работает в музыкальной школе… Умница…») и Марины Гусельниковой в Молдавии, а из числа его бывших «пампулонцев» – Рита Шлямина и Анна Петрунина пишут песни, а также Натальи Тарасова и Веткина.
 
И особенная наша гордость: недавняя солистка Большого театра (!) оперная певица Юлия Замятина начинала в его кружке. С песни на слова Виктора Потиевского «Два великих озера России…» Про Ладогу и Онего.
… Помню, как начиналась наша дружба. Как на их творческом чердаке пела мне с женой его  Ольга (голос у нее был, о-о!) мою песню о Сердоболе: «Тих – в туман завернут – город, мне знакомый столько лет: досок четкие узоры, черепицы горький цвет…», потом  на слова моей жены: «Имя твое устало, так часто его повторяю…», а когда мы уже перебрались в Петрозаводск, я получил от Сергея и нашу общую с Еленой: «Вздохнула Ладога простором ветровым, и от Курил взломало лед до Камня Белого, сорвало с крыш дымы… Но я был молодым – я спал с любимой и не слышал вздоха первого…»
Это стихотворение-песню я посвятил им обоим, Сергею и Ольге.

 «Сортавала – город маленький», но…

Первый нулевой год. «Открытием стали композиторские работы Сергея Суэтова из Сортавалы, Николая Кунильского из Олонца, Анатолия Серко из Костомукши. Их песни вошли в сборник «Люблю тебя, Карелия», выпущенный на аудиокассетах и лазерном диске к юбилею республики», – отчитывалось летом следующего года о праздновании 80-летия образования нашей северной республики министерство культуры. В Сортавале же, в конце сентября, прошел суэтовский громкий юбилейный вечер, на котором Сергею за воспитание многочисленных «звездочек» было присвоено соответствующее почетное звание «звездочета».
В конце декабря из Сыктывкара, с регионального конкурса молодых исполнителей «Юрга-2000», вернулись воспитанники Сергея Илья Суэтов и Светлана Архипенко, которые оказались на нем, ежегодном, первыми «карелами». Светлана исполняла там и свою песню «Все меняется». И была признана лучшей в своей возрастной группе старше двадцати пяти.
В середине декабря следующего года группа солистов-суэтовцев в составе Никиты Архипенко, Лады Сержантовой, Стаса Чистова, Елены Трихичевой и Татьяны Хомич выезжала с гастролями «в детских садах, школах и домах престарелых» в побратимскую сортавальцам финскую коммуну Тохмаярви, а через два дня после их возвращения  в Сортавале отмечался 10-летний юбилей «Театра песни»: концерт «И снова здесь, и снова вместе…»
 
Накануне весны 2002 года юбилеил уже городской конкурс «Маленькие звездочки»: три десятка участников из Сортавалы, Лахденпохьи и Муезерки, победители – опять сортавальцы Серафима Викман, Анникки Дитятьева и Надежда Чернецова. А в апреле здесь состоялось его республиканское продолжение (под номером «четыре»): более шестидесяти конкурсантов из районов республики и Петрозаводска, а также, по сложившейся традиции, из Санкт-Петербурга.
– Юные сортавальцы по всем номинациям обогнали детей из карельской столицы, хотя в целом наша республика пока отстает от России в области детской эстрады… Наши конкурсы – это не «фабрика звезд». Мы не настраиваем детей: если ты победил, значит твоя карьера будет связана с пением… Совсем нет. Главное, чтобы эти песни, эта любовь к музыке помогали ребятам жить и быть счастливыми, – сказал тогда журналисту председатель жюри В.С. Савенков.
 
Среди лауреатов, я называю только североладожцев – Вероника Шурыгина и Данила Пузов (Суоярви), Анникки Дитятьева, Юрий Коротков, Наталья Филатова и Серафима Викман (Сортавала), а Гран-при достался Елене Трихичевой. Тогда же приглашения на Международный конкурс в Санкт-Петербурге получили четыре «карела» – два сортавальца, Егор Локтионов и Анникки Дитятьева, и два суоярвца, Вероника Шурыгина и Данила Пузов (в Суоярви аналогичный районный конкурс получил название «Звездопад»), а на фестиваль «Золотые пески-2003» в болгарском городе Варна – сортавальцы А. Дитятьева, С. Викман и Марк Макаров. Среди сотни всех его участников из Европы и Азии. И солистка ансамбля «Ламбушка» Сортавальской детской музыкальной школы Риикка Салонен, в единственном числе представлявшая там нашу республику и даже всю Россию,  вернулась домой с дипломом первой степени.
Кстати, в ноябре того же года наш конкурс «Маленькие звездочки» стал международным, ибо в нем участвовали певцы из Санкт-Петербурга и Сортавалы, а также из Рязани, Волгодонска, Калуги, Дзержинска, Ново-Чебоксарска, Волгограда, теперь уже иностранцы из Литвы и Латвии. Через несколько месяцев А. Дитятьева и Юлия Гельман стали лауреатами Всероссийского конкурса юных вокалистов «Серебряные голоса» в Иваново.
В пятом «звездном» конкурсе (2005) участвовало более полусотни исполнителей со всей республики (среди победителей и сортавальцы, и суоярвцы), а 27 сентября Сергей (простите, маэстро Сергей Сергеевич) отмечал свой новый юбилей, когда его песни пели Александр Чистов и Светлана Архипенко, Александр Никитин и Марк Макаров, Татьяна Бусарова и Владимир Ченцов, солисты петрозаводского театра песни «Велт Имидж». Красноречиво название концерта: «Я не сказал всего…»
В июне 2006 года в Сортавале, в день города, уже во второй раз состоялся Международный фестиваль детской эстрадной песни «На берегах Ладоги», в котором участвовали певцы из Москвы и Набережных Челнов, Архангельска и Котласа, Петрозаводска и Пудожа, Суоярви и Лахденпохьи, Украины и… Австрии. Пели, между прочим,  на берегу залива, около пристани, а Гала-концерт конкурса состоялся – на историческом (уже позапрошлого века!) Певческом поле в сортавальском парке. («В жюри серьезные люди, представители Москвы, Одессы, Австрии»). Прошел оный и в 2010 году.
Практически каждый из участников его «Театра песен» хотя бы единожды в году едут на один из конкурсов – Одесса, Вологда, С.-Петербург, Москва. Например, в той же Одессе фестивали детской эстрадной песни (!), по мнению Суэтова, всегда очень высокого уровня… Победить там сложно, но и там однажды мы взяли – первое место!
В сборнике детских песен «Вы можете поверить…» Сергея Суэтова девятнадцать песен девяти авторов текстов. Кроме слов и нот сборник снабжен небольшим аудио-диском, на который записаны фонограммы «минус 1», то есть аранжировки песен: по нотам узнай мелодию или запомни с голоса же, а композитор тебе подыграет.   На представлении сборника в Петрозаводске исполняли песни воспитанники автора из «Театра песни» Кристина Семенова («И радуга сверкает, и туч на небе нет…»), Марк Макаров («Если б капли не дружили, как тогда бы лужи жили…»), Даша Боброва и Екатерина Ситникова… Этот сборник был издан Минобразования Карелии в рамках проекта «Воспитательное пространство».
 
– Мы много давали его песен. Они профессиональны и так необычны, – говорил о недавнем громком музыкальном прошлом республиканского радио его бывший глава, а еще и поэт, и даже немного композитор (написал слова и, не зная нот, сочинил к ним мелодию «Сортавальского вальса») Александр Иванович Валентик.
– Здесь записи, которые остались от наших родителей. Что смогла достать в фондах радио, – еще в начале встречи показала компакт-диск сестра гостя Наталья Сергеевна Суэтова, преподаватель Петрозаводской художественной школы, ставшая еще и автором рисунков для книги брата. Рисунки, песни, их маленькие исполнители и память об отце Сергее Федоровиче и матери Валентине Петровне.
А потом гости отправились в свою (и нашу) Сортавалу, и, прощаясь уже с автором книги, я напомнил ему недавно рассказанный «земляком», известным на Северо-Западе берестянщиком и плотником, Сергеем Ивановичем Воловым случае, как он прибыл по делам на малую родину, едет на машине по улице Карельской и видит, что переходит ее С.С.Суэтов, и шутливо думает: «Ну, на этого нельзя наезжать, он вон сколько всего нужного сделал!..»
Так что, город маленький?

«Звездочная» хроника последних лет

2007. В Самаре прошел первый международный конкурс юных исполнителей «Встречи на Волге». Около сотни юных талантов. Девятилетняя сортавалочка Кристина Семенова, ученица С.С. Суэтова, заняла второе место. 
В Одессе на популярном фестивале  Даша Боброва, Анникки Дитятьева и Денис Жуковец стали лауреатами, а Кристина Семенова  лауреатом первой премии.
 
«Маленькие звездочки» в Санкт-Петербурге. Кристина Семенова, исполнив две суэтовских песни «День рождения» и «Вредная Бэтти», написанные специально для ее, стала второй из двадцати восьми конкурсантов в своей возрастной группе. Чуть позже она выступала в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского!
2008. В Петрозаводске всероссийский конкурс юных вокалистов, более 300 участников со всей страны, среди которых сортавальцы – Риика Салонен, Ксения Подосенкова, Анастасия Яковлева и Кристина Семенова. Риикка заняла первое место в старшей группе по народному вокалу. Первые же места в своих группах по эстрадному вокалу у Анастасии и Кристины.

2009. Каунас (Литва), 1Х Международный конкурс молодых певцов и танцоров KAUNAS TALENT-2009. Екатерина Ситникова стала дипломантом, а Кристина Семенова – лауреатом первой премии … По баллам среди всех вокалистов от 7 до 25 лет у нее был второй результат (после Гран-при). Незабываемое впечатление оставил гала-концерт, проходивший в Национальном музыкальном театре Каунаса. Событие освещали телевидение Литвы, Радио России. На конкурсах такого уровня карельские дети не побеждали никогда.

2010. В подмосковном Одинцове под эгидой двух министерств России, культуры и иностранных дел, прошел У11 Международный фестиваль-конкурс деткой песни «Улыбка мира». ,Жюри конкурса возглавлял заслуженный деятель искусств России композитор Евгений Крылатов. Карелию представили две школьницы из Сортавалы (! – В.С.) – Кристина Семенова и Анникки Дитятьева. Кристина исполнила две песни, и завоевала высшую награду – Гран-при. Песню «Леший» Сергей Суэтов написал на собственные стихи, а песня «У пруда», ставшая хитом фестиваля, написана им в содружестве с Евгением Пекки… Анникки стала дипломантом фестиваля-конкурса и прославила свой край исполнением песни «Сортавала – город маленький…»

— Твои ближайшие планы?

– Надо отметить юбилей «Театра песни», двадцать лет… Да, не забудь сказать, что фестивали «звездочек» в Сортавале проводим мы втроем:  директор Центра Елена Борисовна Демих, режиссер Ирина Викторовна Нестерова и я. И что у нас с Татьяной Бусаровой уже в запасе целых два концерта романсов…

От себя добавлю, что Сергею Сергеевичу Суэтову  недавно исполнилось 60. Ну никак не дать ему эти десятки лет, никак. Одно слово – маэстро!
  • Тина

    не забудь сказать, что фестивали «звездочек» в Сортавале проводим мы втроем: директор Центра Елена Борисовна Демих, режиссер Ирина Викторовна Нестерова и я.

    И НИ КТО БОЛЬШЕ!!! ПРОСТО ЗВЕЗДНОЕ ТРИО!!! ВИВАТ!!!