Культура

«А вот Чехов – совсем другое дело!»

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой
Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

В цикле публикаций «Культурный работник» Ирина Ларионова  рассказывает о… столяре Игоре Тихонове.

«Без него не состоялся бы ни один спектакль!»  – сказал главный режиссер Национального театра Карелии Андрей Дежонов о заведующем столярным цехом Игоре Тихонове и провел меня в его бытовку.

Игорь Тихонов  малоразговорчив, очень скромен, его фамилия многое о нем говорит.

– Это я только прикидываюсь скромным, – шутит мой  собеседник и улыбается.

Так можно ли сказать, что столяр Игорь Тихонов – работник культуры? По-моему, без всяких сомнений!

По словам Игоря, в театр он попал случайно, хотя все последующие события его жизни говорят как раз об обратном: случайностей не бывает. Работал столяром во многих мастерских, кооперативах, а потом неожиданно без всякого испытательного срока его сразу взяли в Национальный театр на  должность заведующего  цехом. Здесь он уже 10 лет.

– Я человек впечатлительный, – рассказывает Игорь, – первые полгода  мне снились сны про театр, про те спектакли, которые тогда ставились. В первое время очень уставал.  Потом пообвыкся…

Понятно, что условия работы в театре совсем иные, нежели в обычной столярке. Здесь интересный коллектив, нет потока и однообразия, работа радует  и требует творческого подхода. И  делать при этом приходится всё. Например, с коллегой Альбертом, о котором Игорь отзывается как о человеке чрезвычайно надежном, умеющем работать и с деревом, и с металлом,  делали они для спектакля «Король Лир» холодное оружие, вес которого, между прочим, как у настоящего. Для каждого актера был сделан персональный меч, чтобы подходил по длине, по рукоятке, правда, у актрис  мечи были  полегче.

Приходится заниматься  и простым ремонтом, вот сейчас для спектакля «Беда от нежного сердца» собираются  диван починить – в негодность пришел.

– Как вы ладите с художниками?

– Художники бывают разные:  есть те, с которыми работать очень интересно, бывают и такие, что сами не знают, чего хотят. Было очень интересно создавать декорации с художником Олегом Молчановым, он ставил в нашем театре спектакли «Листы каменной книги» и «Ходари». Я выпиливал для этого спектакля скалы из пенопласта. Они разборные, состоят из четырех частей. Когда работаешь с таким художником, как Молчанов, в театр  бегом бежать хочется.  Если художник представляет грамотные чертежи, как это делали, например,  немецкие художники, никаких вопросов обычно не возникает. Можете взглянуть на такой чертеж!

На двери висит многостраничный чертеж к спектаклю, мало понятный человеку со стороны.  Игорь повесил его как образец  для назидания не столь радивым, как немцы, художникам. Он листает чертеж,  и я дивлюсь, как тщательно, в схемах, разработаны декорации спектакля.

Чего только Игорю  не приходилось делать за время работы в театре! Вспоминает,  как для спектакля «Страсти под вязами» пришлось создать большую телегу. До сих пор где-то стоит. Игорю важно, чтобы художник был не только профессионалом в своем деле, но в чем-то мог идти на компромисс, способен  оценить и его творческую идею.  Однажды, когда Игорь наблюдал за артистами во время репетиции сказки, ему пришла в голову идея сделать сказочные стулья. Режиссер идею одобрил.

– С какими трудностями приходится сталкиваться?

– Бывают проекты с неудачно организованным производством, как на спектакле «Волчица». Там только железных конструкций полтора километра было, представляете? Декорации нужно было построить  в короткие сроки, объем работы просто огромный! Так я на этом диванчике ночь и коротал…

На мой вопрос о зарплате Игорь отвечает вопросом: «Это же бюджетная организация, какая зарплата?».

Игорю нравится, что в театре интересные люди. Внешне он и сам вполне сойдет за артиста, его семнадцатилетняя дочь очень довольна, что отец работает именно в театре. Она живет за границей, но всегда рядом.

– Вот ее глазки, – Игорь показывает фотографию на стене шкафа, на которой крупным планом  запечатлены глаза любимой дочери. Все стены бытовки увешаны фотографиями актрис театра  – плоды увлечения  Игоря новеньким фотоаппаратом.

Раньше он часто посещал спектакли своего театра, сейчас реже. Особенно ему интересны те, процесс работы над которыми  его увлек. Признается, что во время спектакля  прежде всего смотрит, как работает декорация, все ли открылось, все ли закрылось. Это профессиональное. Любимых спектаклей у Тихонова два  – «Липериада» и «Старосветские помещики». 

Два цеха, живописно-бутафорский и столярный, работают  в полном взаимодействии. Нельзя передать декорацию в другой цех и забыть о ней.  Мы побывали в столярном цехе. Красота! Большой, светлый!

В бытовке на диване  лежит открытый томик Лопе де Вега. Что же любит читать Игорь, читает ли он пьесы перед постановкой?  Оказывается, да.

– Волей-неволей приходится читать, например,  Шекспира, – смеется Тихонов, – хотя я не понимаю его величия. Он как Маяковский  в детском стихотворении  «Что такое хорошо и что такое плохо» указывает зрителю, что хорошо и что плохо. Шекспир слишком прямолинеен и однозначен. А вот Чехов – совсем другое дело! В его произведениях множество смыслов заложено: и так можно прочитать, и по-другому. А как лаконичен, ни одного лишнего слова! С современными авторами я не очень знаком, а Чехова, как  достанешь 7-й том,  так не остановиться! И посмаковать некоторые вещи можно. Или Бунин…

Напоследок спросила, чем Игорь занимается в свободное от работы время. И вот тут, чуть разговорившись, он открыл свою личную тайну. Оказывается, в театре он нашел свою судьбу по имени Лена, которая работает рядом, в живописно-бутафорском цехе.   В свободное время оба любят ходить  дальние походы, но без ночевки, иногда  до 30 километров в день могут пройти.

– Никогда не знаешь своей судьбы! – заключает Игорь наш разговор.

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

Игорь Тихонов. Фото Ирины Ларионовой

Фото Ирины Ларионовой