Культура

Пир души

В седьмой раз в республике прошел музыкальный фестиваль «Белые ночи Карелии», ежегодно вырастающий в высшую точку концертного сезона. И снова те, кто не представляет себе жизни без музыки, получают возможность приобщиться к тем художественным высотам, которые олицетворяет собой истинный праздник музыки.

Завсегдатаи фестиваля уже привыкли к тому, что он богат выдающимися исполнительскими именами, богат и разнообразен по содержанию, и каждый раз открывает слушателям новые музыкальные горизонты, даря радость открытий. Неожиданно ошеломляющим оказалось  начало, состоявшееся в зале филармонии 13 мая. Впервые в истории нашей музыкальной действительности мы получили возможность познакомиться с музыкой Эллады. Нам привезли ее посланцы далекой и почти незнакомой нам республики Кипр.
Алкиноос Иоаннидис. Фото с сайта petrozavodsk.rfn.ru
Алкиноос Иоаннидис. Фото с сайта petrozavodsk.rfn.ru
Центральной фигурой вечера стал кипрский композитор Алкиноос Иоаннидис. И не только потому, что им создана большая часть представленных в программе произведений. Иоаннидис –  необычайно и разносторонне одаренный в разных художественных ипостасях человек, напомнивший своей исполнительской манерой тех античных аэдов (народных певцов-сказителей), которые были и творцами, и исполнителями, и носителями художественных ценностей.
Но это не все: из биографических данных узнаем, что он учился в актерской школе и участвовал в театральных постановках на телевидении, снимался  в кино, как исполнитель сотрудничал со многими оркестрами, имеет богатую дискографию собственных сочинений. Композиции он учился на родине, а также в течение одного года в России, в Санкт-Петербургской консерватории в классе Бориса Тищенко, к которому ехал целенаправленно. В нашем концерте  Алкиноос участвовал в исполнении собственных произведений как певец, чтец и инструменталист, владеющий искусством игры на лютне, гитаре, диковинном древнем  инструменте – контрабасовой флейте и – ударных. Его манера произнесения поэтического текста завораживает, а пение обладает магией особой выразительности. Это не привычная вокализация, хотя его голос обладает теноровым диапазоном, а нечто, рождающееся из глубин души народа, посланцем которого он стал для нас.
В первом отделении прозвучала оригинальная по замыслу композиция для симфонического оркестра, хора, тенора, лиры, гитары и кипрских народных ударных инструментов под названием «Афир» («Музыка Древнего Сна»). В формировавшемся тысячелетиями искусстве Древней Греции огромное место принадлежит образу Смерти, которая приходит не только к глубоким старцам. Она не знает возрастных ограничений и в назначенный час появляется перед каждым смертным.  Текст для композиции автор сформировал из надгробных эпитафий, использовав также отрывки из хорового «Пародоса» трагедии Софокла «Царь Эдип». По  словам автора, в сочинении «все сосуществует в вечных образах, которые проплывают через века, как душа, которая уходит и вспоминает свой прежний опыт».
В общем художественном решении произведения очень важна роль хора. Вспомним, что  древнегреческая трагедия родилась из хора, и его музыкально-образная трактовка композитором напрямую связана с национальной традицией. В исполнении принял участие замечательный камерный хор из Санкт-Петербурга  LEGE ARTIS («По закону искусства»). Созданный и руководимый Борисом Абальяном, лауреат пяти международных конкурсов, за двадцать с небольшим лет своей творческой деятельности он снискал огромную популярность, гастролируя по странам Европы и США.
Общее впечатление, полученное в I отделении, усилилось исполнением четырех песен Алкинооса Иоаннидиса во II отделении. Это было настолько впечатляюще, что слушатели долго не отпускали автора со сцены, заставив его подарить залу еще одно произведение. Чем же так покорила слушателей музыка Иоаннидиса? Прежде всего хочется сказать, что она чрезвычайно талантлива. И одним из бесценных ее качеств является острое ощущение в ней этнической природы. В окружающем нас современном музыкальном мире это встречается сравнительно нечасто.
Композитор еще совсем молод – он родился в 1969 году. Для авторов его поколения гораздо более характерно погружение в иную стилистику, порожденную жестким мышлением ХХ века.  Подтверждение тому – прозвучавшее во II отделении сочинение земляка Иоаннидиса  Андреаса Камериса «Симфоническое размышление», кстати, исполнение в Петрозаводске стало мировой премьерой сочинения. Оно по-своему интересно, ведь каждый автор выбирает тот язык и выразительные средства, которые ему необходимы для раскрытия конкретного замысла. К сожалению, его содержания мы не знаем, но что-то подсказывает название, к тому же, нам всегда любопытен  авторский  подход к звуковому наполнению партитуры. Знаменательно, что музыкальное творчество тоже не единственная сфера деятельности этого совсем еще молодого человека. Он  служит в Кипрском консульстве  Санкт–Петербурга, и во многом именно ему мы обязаны приездом к нам кипрских музыкантов.
Кроме Иоаннидиса в исполнении его произведений принимал участие еще один солист – Йоргос Калудис, игравший на оригинальном ударном инструменте типа там-тама и критской лире, «голос» которой как часть звучащей партитуры поражал своей затаенной печалью. Думаю, что для всех, посетивших этот концерт, он останется незабываемым.
Дора Шварцберг, Людмила Пищик и Хорхе Боссо
Дора Шварцберг, Людмила Пищик и Хорхе Боссо
Очень интересную программу предложили слушателям участники инструментального трио во главе с заслуженной артисткой Карелии Дорой Шварцберг. Эта замечательная скрипачка, живущая в Австрии, родилась и получила образование в России.  Уже много лет Дора Шварцберг  украшает не только наш фестиваль, выступая и как солистка (в камерном репертуаре и с оркестром), и как прекрасный ансамблист. Благодаря ей мы познакомились с талантливым аргентинским виолончелистом и композитором Хорхе Боссо, посвятившим Петрозаводскому фестивалю уже не одно произведение, они звучали на предыдущих фестивалях, благодаря чему мы получили некоторое представление о современной музыке Аргентины.
В Петрозаводске верным партнером скрипачки неизменно становится заслуженная артистка Карелии пианистка Людмила Пищик. Музыканты живут в разных концах планеты, «сходятся» только в концертных ситуациях, но всегда  демонстрируют высокое мастерство. Их концертные программы как правило познавательны, эвристичны, привлекают нестандартностью. Тронутая горячими аплодисментами зала, Дора Шварцберг сказала, что благодаря такому приему  слушателей они позволяют себе играть не только широко известную классику, но и то, что интересно самим исполнителям. А это возможно не в каждой аудитории. В исполнении трио прозвучали сочинения А. Шнитке, Д. Шостаковича и И. Брамса – три очень разных творения гениальных художников, разбросанных во времени на столетие. Но воспринимались они как единое  целое, соединяясь в своеобразный макроцикл.
Дора Шварцберг
Дора Шварцберг
Исполнявшееся первым поистине гениальное Трио Альфреда Шнитке, созданное уже зрелым мастером в первой половине 80-х годов,  определило  глубину программы всего концерта. Музыка Шнитке  давно завоевала внимание и любовь широкого слушателя. Каждый раз, знакомясь с его произведениями, невольно задумываешься над тем, что, чем дальше в глубь времен уходит от нас этот художник, тем отчетливее мы понимаем его высоту и право стоять в одном ряду с великими. Прозвучавшее затем Трио Шостаковича выполнило роль образного отстранения от трагического начала. В семнадцатилетнем возрасте композитор создал это сочинение. В нем нет и намека на будущего величайшего трагика ХХ столетия, но уже есть заявка на гениальность. Музыка дышит молодостью и верой в чистоту традиций классиков, жизнь пока не омрачена.  Исполненное в концерте последним Трио ор. 114 Иоганнеса Брамса, сыграло роль уравновешивающего начала между образными полюсами предшествующих ансамблей. Написанное  почти в конце  жизни, оно несет на себе печать некоторого эмоционального аскетизма, но мастерство и величие духа композитора в нем остаются прежними.
Помимо названных трио Дора Шварцберг и Людмила Пищик впервые в нашем городе исполнили Сонату для скрипки и фортепиано Леоша Яначека. Выдающийся словацкий композитор рубежа XIX — XX веков давно признан во всем мире как одно из ярчайших явлений музыкальной культуры, автор огромного наследия из произведений разных жанров, в том числе опер. С особой любовью Яначек  относился к русской литературе, откуда  нередко черпал сюжеты своих произведений. Исследователи и в скрипичной сонате усматривают связь с русской образностью. С этим трудно согласиться без оговорок. Но, независимо от того, есть эта связь или нет, Соната безусловно принадлежит к числу ярчайших творений в этом жанре, она сложна и образно, и исполнительски.  Участники ансамбля трактуются как равные партнеры. На протяжении всего произведения они ведут сложнейшее музыкальное действие, то высказываясь в монологах, то соединяясь в контрапункте, то соглашаясь. Вторую часть сонаты композитор назвал Балладой, оставив другие части без заголовков. Однако эпичность присуща всей сонате. Всю  многогранность драматического развития музыканты раскрыли блестяще.
Даниил Крамер и Валерий Гроховский. Фото с сайта lnogradski.ru
Даниил Крамер и Валерий Гроховский. Фото с сайта lnogradski.ru
По сложившейся традиции один из вечеров фестиваля был отдан джазовой музыке. В «Фортепианной джазовой дуэли», состоявшейся 23 мая, сошлись два феноменальных в своей исполнительской манере пианиста, два россиянина, хотя один из них – Валерий Гроховский давно обосновался в США. Второй – остающийся в России Даниил Крамер. Для поклонников жанра, да и не только для них, этот вечер останется как настоящий пир души.
Поистине блистательные мастера своего дела, они продемонстрировали не просто феноменальную виртуозность и тончайшую музыкальность, но и нечто большее, что невозможно облечь даже в самые изысканные словесные формулировки. Кардинально разнящиеся внешне по своим манерам – эпически неспешный, спокойно сидящий за инструментом Гроховский и весь в непрестанном импульсивном движении Крамер буквально с какого-то таинственного флюида   понимая друг друга, доставляли слушателям неизъяснимое наслаждение. Каждый из них «высказался» и в сольном амплуа, и в ансамбле, продемонстрировав в конце программы практически циркового характера трюки с подменой друг друга «без швов» за одним инструментом. Это надо было видеть и слышать.
В своем кратком обращении к слушателям Гроховский поделился перспективами грядущих планов и пообещал  побывать в Петрозаводске в будущем сезоне.
Андреевский оркестр. Фото с сайта www.remusik.org
Андреевский оркестр. Фото с сайта www.remusik.org
Завершил программу фестиваля на данном этапе концерт под названием «Андреевский оркестр и его солисты». Все музыканты и многие меломаны знают, что за привлекательным названием стоит Государственный Академический Русский оркестр им. В.В. Андреева – в конце XIX собирателя и основателя невиданного дотоле чисто русского исполнительского коллектива, соединившего в единый организм русские народные инструменты. Наверное, многие видели фильм, героем которого стал Андреев, и знают, какая полная драматизма судьба выпала на долю этого беззаветно преданного России и ее искусству музыканта. С тех прошло 120 лет, доказавших гениальность провидческой миссии Андреева. Оркестр снискал признание и любовь во всем мире.
Сейчас во главе оркестра стоит замечательный дирижер, музыкант высочайшего класса народный артист России Дмитрий Хохлов, бережно сохраняющий традиции, заложенные основоположником. Такой коллектив и не имеет права отказаться от традиций, ведь на него равнялись и равняются все появившиеся позднее подобные оркестры. Вот почему в его репертуаре постоянно живут произведения оркестровой классики, опирающиеся на фольклорный фундамент. Но художественный руководитель чутко прислушивается и к современной музыке, выбирая из нее то, что отвечает возможностям и колористическим особенностям звучания оркестра. К примеру, совершенно замечательным финалом, неизвестным  и неожиданным стало исполнение на бис увертюры к опере Микиса Теодоракиса (автора знаменитого греческого танца «Сиртаки») «Квартал ангелов».
Оркестр обладает когортой талантливых солистов, украсивших своей тонкой  музыкальностью  исполнение каждого, даже хорошо знакомого произведения. Но главное, чем абсолютно покоряет  коллектив, – та высокая красота  настоящего искусства, которую несет своим слушателям оркестр. А это не может не покорить в равной мере демократическую аудиторию, и профессионалов-гурманов.
Фестиваль пока закончился многоточием, поскольку в ноябре нас ожидает еще одна чрезвычайно интересная программа, авторство которой принадлежит выдающемуся маэстро современности Саулюсу Сондецкису, многократко украшавшему фестиваль. Финансовые проблемы не позволили состояться этому концерту сейчас. Будем надеяться, что осуществится не только он, что при всех сложностях, которые выпадают на долю организатора и художественного руководителя фестиваля Виктора Горина, фестиваль будет жить. Признаем, что своим явлением в музыкальную жизнь республики он не просто украсил ее, но и поднял на новый художественный уровень. Так будем же ему благодарны.
Виктор Горин
Виктор Горин
Большинство концертов фестиваля прошло в только что отстроенном концертном зале Петрозаводской консерватории. Его торжественное открытие еще впереди, но радость по поводу его появления невозможно переоценить, ведь до сих пор в столице республики не было достойного концертного помещения. И вот свершилось. Музыканты счастливы: он не только удобен, комфортен для слушателей, его главное достоинство – отличная акустика.
Остаемся с надеждой…
Фото Натальи Мешковой