В XIX веке русский художник Г. Г. Чернецов создал масштабное полотно «Парад 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге …», на котором запечатлел цвет отечественной культуры первой половины XIX века. Если бы групповой портрет подобного рода возник во второй половине ХХ века, то среди представителей «поколения 60-х» оказалась бы фигура композитора Эдуарда Николаевича Патлаенко. Его музыка с успехом звучит в концертах, входит в педагогический репертуар музыкальных школ и консерваторий. Она тепло принята исполнителями и слушателями в России и за ее пределами. О признании его творчества на всех уровнях свидетельствуют многочисленные звания и награды .
Я вижу въявь, как на холстах Сёра.
1953-й – год, переломный в судьбе нашей страны, стал таким и в жизни семнадцатилетнего юноши Эдуарда Патлаенко. Сбылась его заветная мечта – наперекор родительской воле он поступил в Ставропольское музыкальное училище и начал профессионально учиться музыке. А до этого – питающие юную душу музыкальные впечатления: голос мамы Александры Дмитриевны, поющей под гитару, манящие звуки аккордеона в доме дяди, печальные и радостные мелодии духового оркестра. Мальчик с большим любопытством вслушивался в окружавший его мир.
Мне подарил германский супостат:
– На рус, играй! Прославь немецкий гений,
Который есть геройский Herr Soldat.
Я в руки взял тот знак без подозрений,
И стал водить (вниз–вверх–вниз) кулачком,
Но он молчал… Гляжу, – на нем три тени,
Разорванные снайперским зрачком.
А за стеной крещенские морозы.
Заливисто смеялся супостат
Над мальчиком, не понявшим угрозы.
А дальше была победа и возвращение музыки. Трансляции по радио, игра на мандолине, гармони, баяне в школьном музыкальном кружке, на альте и барабане – в духовом оркестре. Патефон… Купил в сельмаге пластинку «Поэма экстаза» Скрябина, в предвкушении услышать обретенное чудо прибежал домой, поставил, шипит… Почти ничего не слышно, обидно. С тех пор появилось трепетное отношение к качественной звуковоспроизводящей аппаратуре.
Она вошла без зова, с веткой розы.
Цвел месяц Май. Окончилась война.
Мир сатанел под песни о березе,
В густых парах победного вина.
И я хмелел, (О запахи мимозы,
И ладана со смирной, и весны!)
От пения под сводами, где грёзы
Питали сны, пророческие сны.
Откуда было знать мне ценность дара?
Я знал лишь клич – победное ура;
Священный клич восточного сардара.
Но Муза мне (от утра до утра);
– Срок наступил для точного удара,
Прелюды славы зорю бьют… Пора!
Пример 1 «Свет обсидиана» из сюиты-фантазии для арфы «Ликёлда–обитель сердца моего»
Пример 2 Э. Патлаенко. Соната-беседа (в шести афоризмах)
для кларнета соло из цикла «Вечернее музицирова-ние». I ч.
Под знаком Рыб, в сияньи Водолея,
Я изживаю солнечный уют;
Омытый звончатой апрельскою капелью,
Я удалюсь в заоблачный приют;
И там, вдали, за звездной каруселью,
Среди цветов, где дышит благодать, –
Вновь обрету, в сияньи Водолея,
Дар Божий мыслить, жить и сострадать.