Главное, Культура

Олег Липовецкий: «Нечего махать копьями перед ветряными мельницами»

Олег Липовецкий (в центре) и Михаил Дурненков (слева) на фестивале "Любимовка"

Шорт-лист третьего конкурса новой драматургии «Ремарка» будет выше всяких похвал, уверен арт-директор конкурса. Однако финал его пройдет уже не в Петрозаводске, а в Вологде.

 

– Олег, читатели интересуются, почему в этом году мы задерживаем публикацию шорт-листа «Ремарки»?

– Нельзя сказать, что мы задерживаем публикацию. Мы уложимся в сроки. В марте, как и обещано, опубликуем шорт- лист. Просто количество пьес в этом году оказалось неожиданно большим. Сейчас ридеры дочитывают последние партии пьес, и мы отправим отобранные пьесы членам жюри. Читателей ждёт настоящее пиршество. Много пьес очень высокого уровня. Есть авторы уже давно известные в театральном мире. В этом году жюри будет очень нелегко выбрать победителей. Шорт-лист, я уверен, будет выше всяких похвал.

 

– Мы уже писали, что Минкульт Карелии не смог поддержать на этот раз «Ремарку». Состоится ли финал конкурса?

– Да. Финал конкурса состоится. Правда, не без сюрпризов. Вслед за министерством культуры, руководство драматических театров Карелии не выразило заинтересованности в конкурсе «Ремарка». Дата проведения конкурса была известна заранее, и за несколько месяцев в театры были направлены официальные письма с просьбой обеспечить возможность участия артистов в мероприятиях конкурса 29 марта. Театры не стали формировать свой рабочий график с учётом проведения финальных читок конкурса. В театрах в этот день назначены спектакли, репетиции и гастрольные поездки. Это следует из официальных ответов руководителей и анонсов спектаклей, размещённых в интернете.

В результате большинство артистов, постоянно принимающих участие в читках конкурса, не смогли бы в них участвовать.

Оргкомитет справедливо рассудил, что если конкурс не входит в круг приоритетов руководителей культуры региона, то нечего и махать копьями перед ветряными мельницами. Мы приняли решение обратиться в другой регион с предложением о проведения финала конкурса. Так как изначально был заявлен Северо-Запад, то мы обратились к нашим соседям с богатыми театральными традициями. В город Вологду. Союз Театральных Деятелей Вологодской области и художественные руководители драматических театров Вологды выразили большой интерес и готовность принять у себя финал конкурса, несмотря на уже свёрстанные планы. Мы благодарны руководителям театров и СТД Вологодской области за понимание важности процессов, которые мы инициируем, поддерживаем и развиваем.

Естественно, пришлось перенести дату финальных читок, чтобы скоординировать работу всех театров. Финал конкурса «Ремарка» состоится 12 апреля в Вологде. Приглашаем туда зрителей и авторов-финалистов, которые по традиции приезжают в этот день, чтобы услышать свои новые пьесы, получить заслуженные аплодисменты и дипломы конкурса. Увидимся в Вологде.

 

– Выходит, «Ремарка» переезжает в Вологду? Навсегда?

– Навсегда или нет – зависит только от Петрозаводска. Это мой родной город и я бы хотел приносить пользу именно здесь. Но, как говорится, насильно мил не будешь. Уже сейчас у нас есть предложения и от других регионов и театров России, которым интересно то, что мы делаем. И это закономерно, ведь в экспертный совет и в жюри конкурса входят ярчайшие профессионалы в области режиссуры, театральной критики и драматургии. Люди, известные в России и далеко за её пределами. Наш конкурс с этого года становится передвижным и будет путешествовать по разным регионам. Надеюсь, что когда-то он вернётся в Карелию.

 

– В этом году прислали в несколько раз больше пьес, чем прежде. Есть ли пьесы-открытия?

– Для меня – да. Есть пьесы блистательные по форме и глубочайшие по содержанию. Есть пьесы, которые заставляют работать ум и есть пьесы, хватающие за сердце. Не знаю, какие именно будут в шорт-листе, но уже уверен, что многие из них точно найдут путь в театр через наш конкурс.

 

– Вы ставите пьесы в театрах России, бываете на театральных фестивалях, в том числе в Европе. Как на этом фоне выглядит театр Карелии? В авангарде, арьегарде или в середнячках?

– Я могу говорить только о театре в принципе и без оценочных категорий. Могу сказать, что театр, чтобы быть в авангарде, должен не бояться экспериментов и быть открыт ко всему новому. Иван Петрович Петров, мой первый учитель в профессиональном театре, говорил: «Талант щедр». Театр, чтобы идти впереди, должен не бояться отдавать. Настоящий театр не может быть «снобом от искусства». Театр, стремящийся развиваться, должен иметь право на провалы. Но не на тихие неудачи, а на громовые падения. Спектакли театра должны вызывать сильнейшие чувства. От восторга до полного неприятия. Тогда это произведение искусства. Зритель идёт в театр за потрясением. Через сострадание, через смех, через мысль. Если он этого не находит, значит он даром потратил время. Желаю петрозаводским зрителям больших театральных потрясений.

 

На снимке: Олег Липовецкий (в центре) и Михаил Дурненков (слева) на фестивале «Любимовка». Фото из архива Олега Липовецкого

  • Светлана

    Скажите, пожалуйста, где именно в Вологде будут проходить читки?

  • Наталья Мешкова

    Рассудила, как всегда, Москва: только что стало известно, что конкурс драматургии «Ремарка» включён «Золотой маской» в список важнейших русскоязычных драматургических конкурсов. Вот здесь информация: http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1248

    • Эль

      Поздравляю создателей конкурса!
      Могу ли ещё раз передать привет Министерству культуры Карелии? Которое не ценит таланты своей республики…

    • Ю.Лугин

      Огромный поклон всем неравнодушным к «Ремарке» . Особый респект Олегу Липовецкому — в сложившейся ситуации отстоять Конкурс как таковой — это почти подвиг. А то, что «Ремарка» в список основных конкурсов вошла — это подвиг без «почти». Успехов всем авторам и организаторам! С уважением — Ю.Лугин

      • Дон Кихот

        Интересно, кто тут копья, а кто мельница? По-моему, минкульт не дал денег на Ремарку, т.к. не увидел результата. Результат — хорошая пьеса. Но ни одна пьеса не заинтересовала проф.театры, не была поставлена на проф. сцене. Скажете, театры плохие? Да нет, пьесы слабые. Что ж деньги на ветер бросать. А вот насчет пиара мы молодцы. Тут мы впереди планеты всей, шума целый мешок.

        • Олег Липовецкий

          Уважаемый неизвестный(ая), скрывающийся под именем благородного рыцаря. Позвольте ответить на Ваши вопросы: Причина официального отказа минкульта Карелии в финансировании звучала так: «В связи с изменением приоритетов культурной политики». То, что ни одна пьеса не заинтересовала профессиональные театры Карелии, не значит, что пьесы плохие. :)) Тут совсем нет связи. Ведь то, что пьеса поставлена в театре, тоже не гарантирует того, что она хороша. Но, что касается, в принципе, внимания к пьесам «Ремарки», то, например, пьеса М. Берштейна поставлена в театре Сибири. Информацию об этом можно легко найти в сети и на сайте минкульта России. Жаль, что на родине к драматургу не проявили внимания. Но, в принципе, дело не в этом. Дерево не вырастет за один год. И человек тоже. И драматург. Это деятельность не одного дня, а многих лет. Дело, формирующее будущее. Цель «Ремарки» — не постановка пьес в театрах Карелии, а выращивание и продвижение драматургов, выстраивание прямой коммуникации драматург — театр. Вы говорите, что цель «Ремарки» — хорошая пьеса. В принципе, да. Я бы даже сказал, — много хороших пьес. Но, во — первых, как уже было сказано, на это нужно время, а во — вторых, искусство субъективно. И кто будет решать какие из пьес хороши? Вы? Но я даже не знаю вашего имени. Поэтому, у «Ремарки» экспертный совет из 11 ридеров и 7 членов жюри. Это люди известные всему театральному миру. Они делают это бесплатно, потому что считают, что занимаются нужным делом. А ещё не забывайте об артистах, которые с удовольствием участвовали в читках, и о зрителе (настоящем театральном), которые приходили на читки. И последнее. Не нужно пытаться представить сложившуюся ситуацию, как конфронтацию конкурса и министерства культуры. Поясню для Вас метафору «Мельница — копья». Копья — это стремление делать конкурс, формировать единое театральное пространство города. Мельница — это изменившиеся культурные приоритеты государственных учреждений и отсутствие заинтересованности. К слову сказать, баснословная сумма которая запрашивалась у министерства культуры Карелии — 70 000 рублей. Но, ещё раз, повторяю: дело не в деньгах. Деньги мы нашли. Дело в Вологде. :)

          • Галина

            Начну с цитаты: «По дороге они увидели ветряные мельницы, которые Дон Кихот принял за великанов. Когда он бросился на мельницу с копьем, крыло её повернулось и разнесло копье в щепки, а Дон Кихота сбросило
            на землю…»
            Теперь по существу: «копье» и «мельницы» сегодня – это средства
            добывания средств к существованию – и не более того. Дон Кихоты-бессеребренники
            еще существуют и в России особенно, но влияние бессеребренников на культурную и
            иную политику ничтожно. Что касается современной драматургии… На мой взгляд, т.е. взгляд обычного читателя и зрителя, король все-таки голый. И сколько бы вы (мы) не восхищались красотой его платья, он остается голым. Можно ли королю помочь? Можно. Если престанем толерантничать и назовем вещи своими именами.

          • Олег Липовецкий

            Уважаемая Галина! Поддерживаю Вас полностью. Давайте уже всё, всех и себя называть своими именами!

        • Ю.Лугин

          Rак-то стремно Вас по означенному логину именовать, но для ясности отвечу.
          «Ремарка» начиналась как совершенно новый конкурс по сравнению с прочими. То есть имела «лица необщее выражение». Может быть, характерное для Северо-Запада, для Питера, для Петрозаводска. В отличие от большинства драматургических конкурсов в России, которые между собой друг от друга мало чем отличаются. Это был первый конкурс за 10 лет, в котором побеждали не новодрамовские пьесы. Если именно это Вы называете «слабыми пьесами», спорить не буду: действительно, ни на «Евразии», ни на «Любимовке», ни на «Свободном театре» и др. им ловить нечего. Только к этому по всякому можно относиться. Как-то перечитал пьесы победителей вышеназванных конкурсов где-то с 2008 по 2012 год и стал у кого можно спрашивать: «А у нас реально, чтобы победила пьеса без мата или хотя бы разового посыла в *опу?» До первой «Ремарки» убежденно верил, что нереально.
          И еще по поводу постановок… Сударь, а Вы бы погуглили статисnbку поставленных в театрах пьес-победителей в разных конкурсах, начиная с 2009 года, и может? у Вас не было бы повода насчет чьего-там самопиара и мешка шума словами бросаться…

          • Oleg Lipovetskiy

            Юрий, не могу с Вами согласиться по поводу других конкурсов и пьес. На названных Вами конкурсах и фестивалях появилось много выдающихся произведений. Являясь экспертом фестиваля «Любимовка», читая шорт — листы практически всех известных конкурсов, я могу сказать, что мат и хамство — не отличительная черта лучших пьес. И пьесы — победители указанных Вами конкурсов, зачастую обходятся без этого. А вот за поддержку «Ремарки» — огромное Вам спасибо!

          • Ю.Лугин

            Олег, у меня в мыслях не было как-то брать под сомнение названные мною конкурсы. Акцент был на своеобразии «Ремарки». Как и на возможность заявится на нее тем, кому кому действительно ни «Любимовка», ни «Евразия» «не светят». Равно как и «Свободный театр», который, как мне кажется, почти клон «Евразии». Я возрастной ценз имею в виду. Понятно, что с авторами старше сорока работать в рамках любого конкурса и фестиваля смысла мало: к нашим годам либо ты умеешь писать пьесы, либо графоман со стажем, которого учить особого смысла нет. Это, наверное, правильно, но… ( ремарка: «роняя скупую мужскую слезу, не договаривает»). А то что матюгальные пьесы уже не в тренде, это мне лишь с 2012 года стало хоть как-то заметно, а реально сдвиг в моих мозгах на эту тему произошел именно в 2013 и как раз на «Ремарке». В общем, мне и Мажорову по вышесказанным причинам именно «Ремарка» дала убеждение, что мы не ерундой занимаемся. А в прочих конкурсах дорога открыта Максу Бернштейну да В.Кирееву. Что, стати, и произошло. У Макса действительно классная пьеса — самая театральная из всех на 1 Ремарке. Ну, а «Диагональ блокады»… (здесь мне некоторых весьма сильно процитировать вдруг восхотелось: это про липосакцию…) — 3 место поделила с В.Красногоровым в Конкурсе РАМТа. Так что еще раз огромное спасибо за классное начинание и ярких открытий на «Ремарке-3, 4,5 и так далее.

  • Лариса

    Очень-очень жаль! Остается надеяться, что «Ремарка» вернется-таки в Карелию.

  • Олег Липовецкий

    Уважаемые читатели, прошу Вас быть предельно корректными в комментариях. Эмоциональные высказывания и переходы на личность не приносят пользы. Наоборот. Я разместил эту информацию, потому что не мог не разместить. Авторы, читатели и участники конкурса имеют право знать о положении дел. Я готов к аргументированным комментариям, дискуссиям и т. д. Но не хотелось бы, чтобы ветка комментариев к этому интервью стала обрастать недостойными высказываниями. Любой читатель имеет право высказать свою точку зрения. Да. Но прошу Вас, оставайтесь интеллигентными людьми — читателями «Лицея». P.S.Театр не может быть равнодушным. Он — организация. :))

    • Эль

      Жаль, когда за конкретными непоступками (поступками) не стоят конкретные фамилии.
      Ну, что же…
      Ремарка в Петрозаводске в этом году не состоялась.
      Зимы не случилось. Явления природы, что с них взять.

  • miksk

    Пытался бросить курить очень долго, но все никак не получалось. А вот недавно прошел самую простую и легкою методику, которую я встречал и результат ощутимо лучше — http://bit.ly/officialmt Вообще не тянет кypить, чувствую себя намного здоровее. Попробуйте, уверен, и у вас получится

  • ОК

    Это было настоящее и живое дело. Как можно было его потерять? Междусобойчик побеждает…

  • ИЛ

    Честно сказать, очень жаль.. мне довелось присутствовать на двух «Ремарках».. И в рамках «Pемарки» была впервые на читке.. Впечатление огромное.. Интересны были и обсуждения.. Искренне жаль! Остается надеяться, что Петрозаводск вернет себе возможность и радость проведения «Ремарки.».

  • Эль

    Главное, что Ремарка всё-таки состоится! Вологду поздравить можно. И поблагодарить!

    Особая «благодарность» министру культуры Карелии Елене Викторовне Богдановой.
    Руководителям всех петрозаводских равнодушных театров.
    Большое «спасибо» всем кто мог, но не сделал.
    И пламенный приветик губернатору Худилайнену.