Культура

Есть национальная опера!

biarmia.jpg«Бьярмия» в Национальном  театре Карелии
Автор пьесы – Елена Сойни. Композитор – Владислав Панченко
Режиссер – Сергей Пронин

Национальный театр постоянно обращается к корням. Сначала «Калевала», а теперь «Бьярмия» (X век), когда  вроде бы и карелов-то с вепсами  не было, скорее, некие пракарелы или правепсы. Да простят меня ученые за такое «открытие». Во всех упоминаемых спектаклях я вижу возврат к музыкально-драматическим традициям старого финского театра 1940-х – 1950-х годов. Причем это принимает иногда авангардные формы («Калевала»).

Но откуда и почему «Бьярмия»? Поэт, драматург, доктор филологических наук Елена Сойни со студенческих лет увлеклась легендарной Бьярмией, о которой в истории остались крайне скудные сведения. Бьярмия –  земля где-то на Белом море (Гандвик), а то и на месте нынешнего Заонежья, а возможно, ближе к  коми-пермякам. Бьярмы – охотники, рыболовы, собиратели. Они молятся священному дереву – йомали, у них есть три золотые бабы. Временами на бьярмов нападали викинги.

Елена Сойни прочитала исландские саги, которые еще в XIII веке собрал Снорри Стурлуссон, и обратила внимание на фразу «Харальд Серая Шкура поплыл одним летом со своим войском на север в страну Бьярмов и совершал там набеги и дал большую битву бьярмам на берегах Вины». У викингов были скальды, придворные поэты. Конунги (князья) дарили жизнь провинившимся поэтам, тем, кто хорошо мог спеть о них. Известен реальный скальд Глум Гейрассон.

И здесь-то поэт в Елене Сойни победил  ученого. Она сказала себе: «Я верю поэтам больше, чем археологам!» И написала пьесу в стихах. Во время работы позиционировала себя с главным героем скальдом Эйнаром (Пану Ранталайнен). Потому в спектакле много настоящего, хотя и далекого от нас по времени. Это чувствуется и по тексту, где используются настоящие заговоры, и по используемым в спектакле материалам: рогоже, железу, жести. Настоящие и старинные мечи, которые полгода ковал Альбер Хонни. Хотя они исключительно тяжелы по весу, ими достаточно легко и ожесточенно рубятся герои спектакля. Бои прекрасно поставил актер театра «Творческая мастерская» Александр Овчинников.

Владением сразу двумя мечами Рагни (Ольга Портретова) можно только восхищаться. По признанию актрисы, такая роль достается раз в сто лет. Мощнейшая жизненная сила исходит от внешне хрупкой Рагни.

Бьярмы защищают свою землю на фоне достаточно условных, по-настоящему красивых, фантастически подсвеченных декораций. Впечатляют ожившее священное дерево; костюмы, условности которых веришь, работа со светом (художник – Ирина Пронина).

Среди актерских работ удачны, кроме Рагни–Портретовой, ее соперница по спектаклю Йоучен (Элли Нярья), лиризм и нежность которой противостоят Рагни. Эти две актрисы в постоянном движении, гармоничном с музыкой оперы. Иной прием использует постановщик Сергей Пронин при решении образа Нойды, хранительницы священного дерева (Эйла Хидман). Партия внешне статичной ведуньи исполняется с опорой на психофизические данные актрисы.

Мужчинам в рок-опере гораздо сложнее. Они рубятся тяжеленными мечами, да еще и поют. Композитор Владислав Панченко написал партии относительно доступно для драматических артистов. Хотя, думаю, актеры могли бы петь и лучше.

В. Панченко окончил Петрозаводскую консерваторию, написал балет, сюиту, кантату, музыку к кинофильмам, в том числе «Особенностям национальной охоты». Плохо разбираюсь в музыке, но в отдельных местах «Бьярмии» все-таки уловил отголоски саамских йойкки (горловое пение) и православную молитву. Жаль, что в «Бьярмии», на мой взгляд, мало арий. Сплошной речитатив. Но финальный дуэт соперниц вспоминается.

Главное, получился некий синтетический сплав музыки, текста, действия, света, отдельных сценических эффектов.  А недостатки у театра есть еще возможность исправить. Имею в виду запись музыки и вокал.

Одна деталь режет ухо и глаз: молитва новгородцев Христу, да еще с четырехстворчатым складнем. Новгородцы в те времена еще не пришли к православию, а подобные складни вообще появились на рубеже XVII – XVIII веков.

Все это не умаляет значительную удачу Национального театра, как ни парадоксально, в жанре оперы, да еще в стиле рок.

Премьерный спектакль «Бьярмия» можно посмотреть 2 и 15 апреля.

"Лицей" № 4 2008