Культура

Лёд тронулся

О союзе композиторов рассказывают музыковед Наталья Гродницкая и композитор Анастасия Сало

В центре Олонца несколько дней назад высадился своеобразный десант, объединивший представителей  нескольких творческих союзов Карелии: художников, писателей, поэтов, журналистов и композиторов. 

В 2015 году это уже второй выезд подобного рода (после Кондопоги) и намечается третий. Происходят они в рамках большого проекта «Мастера искусств», рассчитанного на многие годы. Инициатором проекта стал Союз художников республики  и присоедившаяся к художникам молодой композитор Анастасия Сало. Замысел  столь важной и нужной инициативы преследует  весьма своевременные цели: мы много говорим о разобщенности служителей муз, а ведь когда в первые десятилетия творческие союзы формировались, деятели искусства живо интересовались тем, что происходит у коллег, каждое значительное творение  вызывало интерес и собирало всех в единую семью на знакомство с новым художественным явлением.

Но времена меняются и происходящие в жизни процессы далеко не всегда ведут  к лучшему. Теперь каждая творческая организация живет своими проблемами, лишь бы выжить. И вот художники решили изменить сложившееся положение дел, лед тронулся. Созданный ими проект направлен на развитие сотрудничества творческих союзов с целью продвижения профессионального искусства и поддержки одаренных детей и молодежи в ближних и дальних регионах нашей республики.

Автор этих строк впервые приняла участие в поездке, непосредственно познакомившись с реализацией замечательного замысла, в котором так ясно обнажилась его просветительская суть. В группу входили 17 человек – как мэтры, так и более молодые авторы, а группу музыкантов дополняли и совсем юные исполнители – кантелистка и пианист.

Программа встреч была тщательно продумана куратором идеи Натальей Играковой, председателем Союза художников Владимиром Баландиным и согласована с принимающей стороной.  Поэтому работа закипела сразу: едва приехав,  мы  окунулись в школьный мир. Нам предстояло общаться с учащимися  двух общеобразовательных школ Олонца. Каждый из деятелей искусства провел по четыре персональных урока, рассказывая не только о себе и своей профессии, но о жизни  творческой организации  и  ее истории, знакомя детей с конкретными произведениями.

И только представители Союза композиторов  работали  вместе.  В этой творческой организации изначально объединились  две профессии – композиторы и музыковеды, их и представляли  талантливый композитор, уже известная не только в нашей республике, но и в Финляндии Анастасия Сало и музыковед, автор данной публикации.

Накануне нового года наш Музыкальный театр поставил оперу Сало по известной карельской сказке «Красавица Насто», которая успешно продолжает жить на сцене и радовать детвору. Анастасия – автор музыки разных жанров, в том числе  и детской. И в наших музыкальных встречах ее пьесы звучали в исполнении Даши Серапионовой и Саши Антипина. Саша, кроме того,  демонстрировал и свою музыку, он начинающий композитор, воспитанник Анастасии.

О многом хотелось рассказать детям, но время школьного урока неумолимо сковывало. В истории рождения карельской композиторской организации невозможно обойти имя Виктора Гудкова – человека разносторонне  одаренного: писателя, поэта, журналиста, композитора, фольклориста (автора первого изданного сборника карельского народного творчества, который он собирал вместе с ленинградским композитором Натальей Леви). Кроме того, Гудков реконструировал скромный  диатонический народный инструмент кантеле, превратив его в богатый красками и исполнительскими возможностями хроматический инструмент. И вместе со знатоком народного танца Василием Кононовым стал основоположником нашего славного ансамбля «Кантеле». Этот маленький экскурс в историю обязан своим появлением тому, что Дашу в поездке сопровождала ее педагог кантелистка Надежда Дробышевская, в репертуаре которой оказалась пьеса Гудкова. Услышав имя композитора, она предложила сыграть  его «Прелюдию», включившись в ход  уроков.

Наши встречи с детьми носили  характер импровизации, поскольку содержание уроков определялось  не только нашими желаниями и готовностью рассказать о многом, но и реакцией слушателей. К тому же общение с живым композитором и  исполнителями невольно задавало на каждом уроке свой формат встречи. Дети воспринимали незнакомую информацию с большим интересом и вниманием, в чем видится и заслуга педагогов школы. Среди детей были, конечно, и те, кто  с большим удовольствием покинул бы аудиторию, но они не испортили  общего  впечатления. Мы поняли, что в нашем школьном образовании не все потеряно и осуществляемый проект может стать тем спасательным кругом, которым деятели искусства могут внести свою лепту в дело воспитания подрастающего поколения. В советские времена в этом плане многое делалось обществом «Знание» и приносило свои плоды. Но общество ушло в предание вместе с советской властью , получается, что мы вместе с водой выплеснули ребенка.

Школьными уроками не ограничилась миссия участников десанта.  Далее последовали творческие встречи: композитор и музыковед отправились в музыкальную школу, писатели и поэты Елена Харламова, Владимир Софиенко, Алексей Пантелеев и художники — в библиотеку.  Художники, конечно, царили в стенах Детской художественной школы, где была устроена выставка работ петрозаводских живописцев и проходили встречи с ними.

Для Олонца, как и для каждого муниципального образования, именно эти  учреждения  являются теми очагами, возле которых отогреваются души, тянущиеся к духовной пище. Их  деятельность – великое благо.  Особенно обратили на себя внимание контакты художников с местными коллегами, чувствуется, что у них сложились давние  и крепкие связи. Художественная школа успешно работает с детьми и потому встречи с петрозаводскими коллегами, мастер-классы собрали много желающих. Да и нам, собратьям по искусству, редко выпадает возможность послушать друг друга, из первых уст принять размышления творцов о жизни и творчестве.  Было бы непростительно  пропустить творческую  встречу с народным художником России Валентином Чекмасовым, не познакомиться с парадоксальным и интригующим мышлением Аркадия Морозова, упустить возможность понаблюдать за творческим процессом Владимира Лобанова, который в своем мастер-классе на глазах у присутствующих создавал акварельный пейзаж, подробно комментируя магию творения.

Особую службу несла в группе известный журналист и фотохудожник Ирина Ларионова: она не только общалась с детьми, как все, но параллельно фиксировала происходящее своей фотокамерой. Ее фоторепортаж «Культурный десант в Олонец» здесь

Думаю, что поездкой остались довольны все — и гости, и хозяева. Значит, начатое хорошее дело надо продолжать.

Фото Ирины Ларионовой