Культура

Возвращение «Гранатового браслета»

 
{hsimage|Сцена из спектакля. Княгиня Вера — Виктория Федорова, Доктор – Юрий Максимов ||||} Премьера возобновленного спектакля состоится на сцене «Творческой мастерской» 5,6, 8,9 и 24 ноября
 
«Гранатовый браслет» впервые появился в афише «Творческой мастерской» в самом конце сезона 2008/2009. Премьера была громкой.
После открытия следующего сезона на «Гранатовый браслет» было уже трудно попасть: создался зрительский лист ожидания.
 
Постановка по знаковой повести А.И. Куприна была для театра достаточно рискованным предприятием. В русской литературе есть несколько избранных названий. Зачастую не самые грандиозные и совершенные,  они задевают сокровенные струны, и каждому кажется, что написаны они именно для него. «Гранатовый браслет» Куприна как раз из числа таких, сокровенных. Идея поставить «Гранатовый браслет» на сцене «Творческой мастерской» принадлежит руководителю театра Александру Побережному-Береговскому. В труппе к ней поначалу отнеслись скептически. Нет достаточной драматической основы. Всё в языке, в волшебстве изобразительного купринского узора…  Немногочисленные примеры постановок или кинофильмов по «Гранатовому браслету» подтверждали опасения: высокопарно и скучно.
{hsimage|Сцена из спектакля ||||} Первые попытки работы над материалом были неудачными: режиссеры менялись, а хрупкий мир Куприна не поддавался —  рассыпался на глазах. Казалось порой, что от идеи придется отказаться.
 
Наконец, после долгих месяцев и нескольких попыток к работе над материалом приступил Сергей Юрьевич Стеблюк, режиссер-мастер, с большим опытом, много и успешно ставивший в разных городах России, номинант «Золотой Маски», известный постановками по русской классике. Именно он привлек к созданию инсценировки Николая Климонтовича, московского драматурга и сценариста, работающего совместно с Галиной Волчек и другими известными столичными режиссерами. В горнило рождающейся прямо на глазах пьесы полетели еще несколько рассказов Куприна, которые сплавились с сюжетными линиями «Гранатового браслета», добавив необходимые для театрального зрелища динамику, объем и многозначность.
 
{hsimage|Сцена из спектакля |right|||} Ещё одна особенность рождения этого спектакля: Сергей Стеблюк начал репетировать с уже готовой музыкальной партитурой спектакля. Спектакль сначала зазвучал, как мелодия, в голове его создателя. Этот музыкальный ход очень помогал актёрам в репетиционном процессе: сразу возникала атмосфера сцены. Музыку Стеблюк предложил небанальную: он не стал использовать прописанную, казалось бы, у Куприна сонату Бетховена, а нашёл темы и музыкальные акценты более современные, точно попадающие в сегодняшние эмоции.  Уже перед самой премьерой режиссер попросил поставить в программку эпиграф к спектаклю —  строки А.С. Пушкина: «…Одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия».
Неудивительно, что и жанр «Гранатового браслета» Сергей Стеблюк определил как «романс в двух частях» — спектакль сложился во многом по законам музыкального произведения.
    
{hsimage|Желтков — Дмитрий Максимов) ||||} «Гранатовый браслет» зажил, задышал, нашел своего зрителя – казалось бы, что ж лучше? Но в конце 2009 года «Творческую мастерскую» закрывает почти на целый год пожарная инспекция. Когда уже в ноябре 2010 года театр вновь открывается, в афише нет «Гранатового браслета». Тяжело заболел исполнитель роли Князя Василия Львовича. Актёр Сергей Кудимов работал в спектакле  точно и тонко, получив  возможность проявить всю силу своего внутреннего драматизма. Его голос был очень важен в актёрском ансамбле «Гранатового браслета».
    
Заменить актера, так удачно исполняющего одну из центральных ролей в сложившемся, полифоничном, атмосферном спектакле, очень непросто. Долго не получалось – почти два года. В театре уже теряли веру в то, что спектакль вновь будет жить. Но этой осенью удалось заручиться согласием актёра Национального театра, заслуженного артиста Карелии Сергея Лавренова – именно он стал новым Князем Василием Львовичем в возрожденном «Гранатовом браслете» «Творческой мастерской». Судить о его работе будем вместе, нам предстоит увидеть обновленный «Гранатовый браслет». Спектакль стал несколько иным,  вхождение в него новой актерской личности должно родить новые акценты и обертона. Работа по восстановлению спектакля была скрупулёзной: вновь прорабатывалась, освежалась психологическая партитура ролей, вспоминались и уточнялись мизансцены.
{hsimage|Княгиня Вера — Виктория Федорова |right|||} Об актёрских работах говорить непросто. В спектакле нет проходных, эпизодических ролей в привычном понимании этого слова: есть линии судеб, которые перекликаются друг с другом и завязываются в единую картину. Каждый герой существует в контексте своего отношения к ЛЮБВИ – вот единый стержень, на который нанизываются все смыслы «Гранатового браслета» в «ТМ».
 
Центральные герои спектакля — Княгиня Вера (актриса Виктория Фёдорова) и  Желтков (заслуженный артист Карелии Дмитрий Максимов). Замечательные, известные актёры предстали здесь для меня по-новому, каждый, на мой взгляд, совершил важный шаг в профессии. Княгиня Вера Виктории Фёдоровой, прекрасная, глубокая, разная, на пути постижения иных истин, в предельной амплитуде эмоциональных состояний и в то же время —  в единой линии развития своего образа. Желтков Дмитрия Максимова, простой и, казалось бы, «негероичный», но вознесенный силой посетившей его любви на такую высоту, что становится красивым иной, духовной красотой. В нём нет боли, он весь  ясность и цельность.
 
{hsimage|Анна Фриессе — актриса Ирина Старикович ||||} Рядом с ними  Анна Фриессе (актриса Ирина Старикович), с её трепетной чувственностью и с каким-то огромным потаённым содержанием,  то летящая и искрящаяся, то горькая и раздавленная… Генерал Аносов (заслуженный артист Карелии Александр Лисицын), мощный, усталый «лев зимой», который прячет тоску по неслучившейся в его жизни любви за цинизмом шуток и суждений. Молодой, порывистый студент Вознесенский (актёр Евгений Костин), впервые познавший и сильное влечение, и разочарование, опустошение страстью. Говорить хочется о каждом (Николай – артист Александр Овчинников, Дурасова – актриса Светлана Кяхярь, Доктор – артист Юрий Максимов, Павел Аркадьевич – артист Юрий Николаев, Хозяйка – заслуженная артистка Карелии Людмила Зотова), вплоть до слуг в доме князей Шеиных (Даша – артистка Ольга Саханова, Дмитрий – артист Дмитрий Константинов). Не только говорить – следить за каждым на сцене, потому что каждый у нас на глазах проходит свой путь познания.

Спектакль – настроение, спектакль – атмосфера. Прочтение русской прозы языком театра. Психологизм существования актёров и глубокая разработка каждой актёрской линии, которые то пересекаются, то удаляются друг от друга, создавая смыслы, ритм и рифмы. Киношные приемы монтажа, стыка эпизодов, смело говорящие языком метафор. Живые, объемные, глубокие актёрские работы. Замечательная, мастерская и вдохновенная режиссура.

 
Итак, «Гранатовый браслет» снова в афише, снова на сцене.
      
Фото  театра "Творческая мастерская"