Культура

Андрей Диев: музыка воды и огня

Андрей Диев. www.newizv.ruКончилась зима,  мы снова предвкушаем наступление белых ночей. И снова, уже в одиннадцатый раз  вступил в свои права музыкальный фестиваль «Белые ночи Карелии». Нелегко дается осуществление замысла создателю и художественному руководителю фестиваля заслуженному деятелю искусств Карелии Виктору Горину. Но сама идея и то, как она реализуется, достойны долгой жизни.

 

В концертах фестиваля мы услышали много великой музыки в  выдающемся исполнении, со многими музыкантами нас познакомил фестиваль. Все участники фестиваля, имеющие возможность сравнивать на фестиваль с подобными форумами в других странах, не раз отмечали  его художественные достоинства и высокий уровень организации.

«Белые ночи – XI» открылись 7 апреля концертом заслуженного артиста России, лауреата многих международных конкурсов,  солиста   Московской филармонии Андрея Диева.  Концерт Диев посвятил своему учителю – выдающемуся педагогу Московской консерватории Льву Наумову , продолжателю школы великого пианиста и педагога Генриха Густавовича Нейгауза. Традиции этой школы свято чтит и Андрей Диев. Его пианизм отличает та же романтическая одухотворенность, богатство красок, тонкость нюансировки – всё это хорошо знакомо тем, кто имел счастье слышать игру Нейгауза в концертах.  И при этом там, где это необходимо, рождается невиданная мощь.

Программа концерта носила тематический характер. Как уведомил слушателей пианист, большинство произведений прямо или косвенно связано с образами воды и огня. Прелюдии К. Дебюсси, «Ундина» М. Равеля, «Соната-баркарола»  В. Арзуманова, пьесы из фортепианного цикла В. Ребикова «Вечерние огни» – все это говорит само за себя. Скрытая программа присутствует и в других произведениях, к примеру, эта символика в симбиозе прячется за названием пьесы  П. Чайковского «Мелодрама». Это фрагмент музыки, созданной композитором к драматической постановке  пьесы Н. Островского «Снегурочка» (как известно, созданная из снега героиня погибает от пронзающего ее огня любви).

В выборе исполняемых произведений Диев нередко обращается к тем сочинениям, которые нечасто звучат в современном репертуаре концертирующих пианистов. И Ребиков, и начинавший свой путь в России, а продолживший во Франции Арзуманов – тому примеры. И другие примечательные моменты обращают на себя внимание: «Сонет Петрарки № 104» Ф. Листа Диев исполнил не в привычной редакции, а в почти не звучащей первой. Фрагмент из балета Д. Шостаковича «Болт» (сочинение 1931 года), название которого  — «Конференция  по морскому разоружению», до боли созвучное нашему времени, прозвучал в версии пианиста. Слушая игру Диева не просто получаешь истинное удовольствие, но обязательно открываешь и горизонты непознанного.

В традициях школы Нейгауза-Наумова и разнообразная педагогическая деятельность. Помимо Московской консерватории, в которой Диев преподает, он постоянно ведет мастер-классы в разных уголках мира. Вот и в этот раз после состоявшегося концерта  он три дня посвятил работе с молодыми пианистами. Мастер-класс Андрея Диева в стенах Петрозаводской консерватории состоялся в рамках проекта «Посольство мастерства»  Санкт-Петербургского Дома музыки и лично его руководителя народного артиста России,  профессора Сергея Ролдугина, не раз принимавшего участие в концертах «Белых ночей Карелии».

Фото www.newizv.ru

Следующий концерт фестиваля «Белые ночи Карелии» состоится 29 апреля в 19.00 в Большом зале консерватории  «Поклонимся великим тем годам». С оркестром русских народных инструментов (художественный руководитель и дирижер — Алексей Чугаев) и Академическим хором Петрозаводской консерватории (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Евгений Гурьев) выступят лауреат международных конкурсов Сергей Русанов (тенор, Санкт-Петербург), лауреат всероссийских конкурсов Валентина Моисеева (народный вокал, Петрозаводск) и солист Музыкального театра РК Андрей Блаховский (бас, Петрозаводск) .