Культура

Складывать ноты в стол не хочу

 
{hsimage|Анастасия Сало ||||} В тур по городам и поселкам Карелии отправилась молодой композитор Анастасия Сало
 
Начался он с того, что Настя опоздала на поезд в Костомукшу, застряв в пробке на Лососинском шоссе, а потом догоняла поезд на такси. Друзья пошутили, что ей бы в вестернах сниматься и на лошадях гнаться за уходящим  поездом.

Анастасия Сало – композитор молодой, но у нее уже множество  достижений. Она лауреат всероссийских и международных конкурсов, член союзов композиторов России и Финляндии, стипендиат правительства РК и аспирантка Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова.

 
{hsimage|В сборник вошли 26 пьес |right|||} С Настей мы познакомились «ВКонтакте». Она рассказала о своем концертном путешествии по карельским городам с презентацией сборника фортепианных пьес для детей «Карельское детство». Двуязычный иллюстрированный сборник вышел в Петрозаводске в издательстве «Периодика» весной 2011 года.  Названия пьес в сборнике следуют на русском и карельском языках. Музыкальные картины сопровождаются красочными иллюстрациями Ирины Сало и художника-оформителя Анастасии Трифановой, мастерски воплотившей в обложке сборника идею самого композитора.

— Анастасия, позади шесть концертов! Какие ощущения? Усталость? Удовлетворенность?
 
— За 9 дней 6 концертов и ощущение легкости! Поразительно, но усталости нет совсем, разве что совсем немного. Этот проект я готовила почти год. Но некоторые дети получили ноты всего за пару месяцев до концерта. Мне было важно, чтобы музыка из нового сборника дошла до поселков нашей республики. Те отзывы, которые я получаю не только от преподавателей, но и от самих детей, меня радуют. Дети довольны, им нравится играть, они ярко и выразительно исполнили мою музыку на всех концертах от Костомукши до Петрозаводска. А это самое главное, ведь это взрослые могут притвориться, а дети нет, они говорят то, что чувствуют, и в игре выражают свое отношение к музыке. Поэтому я вернулась  с чувством радости.

— Программа концертов оставалась неизменной или варьировалась? Были особенно запомнившиеся моменты?

{hsimage|Мастер-класс в Костомукше ||||} — Программа выполнена вся, правда, несколько детей заболели и не смогли сыграть, хотя  все было выучено, и концерта они ждали с нетерпением. Одно из самых ярких впечатлений  то, что я услышала свою музыку в разных вариантах. Это так здорово! У одних детей Гномы получились толстячками неуклюжими, у других они такие шустрые. В какой тишине  в Олонце слушали «Птицы спят» в исполнении Кати Кабановой! А пьеса «Росинки на радуге катаются», которую сыграла Саша Калинина из Надвоиц! Я до сих пор под сильным впечатлением! Хотя я бы не выделяла отдельных исполнителей. Потому что дети еще учатся, сегодня ребенок споткнулся в исполнении пьесы, а завтра сыграет блестяще. Делая ошибки, мы учимся, друг у друга. Скорее, я детям советую и наставляю их, а они меня учат. Вообще, с моей стороны не было такой цели, чтобы дети идеально играли. Ведь музыка хоть и детская, но написана современным языком. А дети справились на отлично. Им  интересно играть музыку композитора, с которым можно лично пообщаться и задать вопросы, обсудить само произведение. Ведь многие из них думают, что композитор – это человек, который в другом веке написал произведение,  а уж что он лично приедет, чтобы послушать детей, – это для них фантастика.

{hsimage|А. Сало в музыкальной школе Медвежьегорска, на фоне рисунков по мотивам ее музыки  ||||} В Медвежьегорске ребята меня буквально облепили со всех сторон, так им было интересно. Девочка лет девяти тихо сидела на моем мастер-классе, потом сходила на мой концерт, а когда я уже собралась уходить из школы, она робко зашла в класс и сказала: «А я тут пьесу написала… Послушайте, пожалуйста». Знаете, это как бальзам на душу. Значит, не зря я все это делаю. Ребенок, оказывается, сочинил пьеску сидя за партой, без инструмента,  у нее поток чувств пошел и она все изложила на бумагу. Вот это трогает.

Повенец запомнился тем, что всю музыкальную школу тянут всего два педагога: на них и ритмика, и сольфеджио, и фортепиано, и музыкальная литература. После мастер-класса родилась идея, чтобы старшие дети не просто сочиняли, а писали музыку для малышей, которые только начинают играть на фортепиано. Такой творческий workshop (семинар – Е.Д.) получится: и старшим интересно и начинающие подтянутся.

Надвоицы меня избаловали теплым приемом: к моему приезду заказали шикарный пирог в виде матрешки. Такой вкусный пирог я не забуду никогда! Вообще уютно в школе. Поразило оформление зала, где висят картины учащихся школы.

{hsimage|Мастер-класс в Повенце ||||} Самой тяжелой в транспортном отношении стала поездка между Надвоицами и Олонцом, удалось поспать всего 2,5 часа за двое суток. Но, как ни странно, усталости не было совсем. Видимо, улыбки детей – это для меня как подзарядка: чем больше их вижу, тем лучше работаю. Мой друг пошутил: «Эй, энерджайзер», откуда у тебя столько энергии!?».

В Олонце попала в местный краеведческий национальный музей. Узнала много того, что раньше прошло мимо. Там читаешь надписи, таблички, вывески и на карельском языке. Вопрос возник – почему же некоторые местные жители говорят все-таки МегрЕга, а не МЕгрега? И экскурсовод в музее в том числе. Нужно обраться к знакомым лингвистам и уточнить.

Ну и, конечно, Петрозаводск. Больше всего волнений. Концерт прошел не просто в родном городе, но и в родной школе, где я когда-то училась, а потом работала. Рядом коллеги, ученики, друзья – это большая поддержка, но вместе с тем  и относятся более критично, чем другие.

— Как родилась идея устроить этот гастрольный тур?

— Идея созрела, когда  появилось желание издать свои пьесы. Преподаватели по фортепиано замучили меня вопросом о том, когда же появится сборник моих пьес. Когда он вышел из печати, я уже знала, какой будет программа его презентации. Школы из районов откликнулись на предложение о концерте, в основном сами выходили на меня, узнав, что готовится такой сборник. И это хорошо, я пишу для детей и хочу, чтобы как можно больше учеников музыкальных школ имели возможность играть мои произведения. Если я буду просто сочинять и складывать ноты в стол, музыка не найдет своего ребенка-исполнителя. Хочу лично убедиться, что мое творчество дошло до адресата. Гастрольный тур поможет в дальнейшем при создании новой музыки. Я выслушала мнения педагогов, детей и сама сделала выводы.

— Судя по афише, концерты в этих школах представляли собой презентацию вашего сборника для фортепиано «Карельское детство». Вы проводили мастер-классы?

— В каждом городе и поселке прошли и мастер-классы. Было важно посмотреть, как обстоит дело с преподаванием композиции, нужна ли помощь, материалы, программы педагогам, какую музыку пишут дети, что им интересно. Ни один мастер-класс не сложился по определенному плану. В Олонце ребята показали очень интересную вокальную музыку, в Надвоицах, Медгоре и Костомукше – фортепианные произведения, ну а в Повенце была музыка ближе к эстрадному жанру.

— Анастасия, что побудило вас к созданию детского сборника для фортепиано? Было ли это связано с воспоминаниями о  детстве?

 
— В основном, пьесы связаны с воспоминаниями из детства – «Бабушкины калитки», «Сказочка», «Рождество наступает…». Есть пьесы, на которые меня вдохновили сами дети: «Росинки на радуге катаются», например. А еще было желание написать музыку именно для тех, кто только начинает осваивать игру на фортепиано. Хотя в сборнике 26 пьес, и все они абсолютно разного уровня. Я старалась сделать так, чтобы ребенок, взяв в руки яркий, красочный сборник, смог найти в нем пьесу по душе, подходящую его техническим возможностям. Хотя в основном пьесы, особенно для младших школьников, написаны с определенной задачей, освоение пунктирного ритма или работа над техникой всех пяти пальцев одновременно.

— Сегодня на одном лишь энтузиазме концертное турне реализовать не так легко. Была ли с чьей-либо стороны финансовая поддержка для этого проекта?

 
— Финансовые вопросы не обсуждаю. Это всего лишь механизм, хоть и один из главных, без которых не будет работать «машина». Главная поддержка: это улыбки детей и желание педагогов работать с новой музыкой.

— Оказало ли какое-либо внимание  Министерство культуры Республики Карелия?

 
— Я не пыталась привлечь его внимание, просто туда не обращалась.

— Планируете ли вы продолжить гастроли за пределами Карелии?

 
— Планов много: будут возможности – будут и концерты.

…Как сказал Лев Толстой: «Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе». Интерес Анастасии к своему делу невероятно велик, поэтому, как мне кажется, так увлечены её музыкой исполнители и слушатели разных поколений.