Культура

Скрипка, скрепка и молот

Артур Зобнин.  Фото Марины Сырбу

Одним из ярких музыкальных проектов апреля, по отзывам слушателей, стал Фестиваль современной музыки, который с успехом прошел  в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова.

Он был организован карельским филиалом Молодежного отделения Союза композиторов РФ МолОт совместно с кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории. В рамках фестиваля было много событий: два концерта, конференция «Молодая наука о музыке XX века», круглый стол на тему «Молодые музыковеды и композиторы о современной музыке», показ и обсуждение фильма Michael Nyman: composer in progress.

Аббревиатура МолОт появилась в Петрозаводске три года назад. Тогда карельский филиал Молодежного отделения Союза композиторов РФ открылся концертом «Удар МолОта». На следующий год молотобойцы развернули не только концертную деятельность: состоялись творческие встречи с композиторами Сергеем Зятьковым, Мариной Шмотовой и другими, начал работу дискуссионный клуб Аrt-progress. Завязалась дружба с известным карельским художником Сергеем Терентьевым и медиа-центром «Vыход».

Ещё через год молотобойцы стали осваивать новый формат деятельности – смотр музыки молодых композиторов. Слово «смотр», будто возникшее из  пионерии, на деле не имеет к ней отношения. В данном значении смотр — это встреча, на которой молодой композитор предъявляет профессиональной аудитории свои сочинения с написанной заранее рецензией на них. Эти цеховые мероприятия стали очень важны: для композитора и музыковеда —  это возможность получить отклик профессиональной аудитории.

Профессиональную и человеческую поддержку молодым музыкантам оказывает кафедра теории музыки и композиции ПГК им. Глазунова. Хотелось бы видеть на смотрах представителей исполнительских отделений тоже, так как важны разные мнения. Продвигается молодое карельское искусство и за пределы республики: сочинения наших композиторов звучали в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде. Наши музыканты побывали на смотрах в Москве, а также на семинаре молодых композиторов и музыковедов в Доме творчества композиторов «Руза» под Москвой.

Фестиваль – это своего рода итог деятельности карельского МолОта за три года, и этот итог, по отзывам слушателей, был успешным. Главные события фестиваля – всегда концерты, их было два. 1 апреля — «Осторожно! Музыка только что сочинена-2!» (в прошлом году был первый концерт с таким названием), 2 апреля — «Медленно и неправильно», сольный концерт лауреата международных конкурсов, композитора, скрипача Артура Зобнина (Санкт-Петербург).

По мнению слушателей, концерт 1 апреля, в котором прозвучала музыка молодых авторов, был легким и светлым, программа грамотно выстроена, но был и минус — музыки показалось мало, хотелось ещё. Мне кажется, это комплимент композиторам.  Профессиональная  публика, составившая большую часть  посетителей фестиваля, высоко оценила исполнительское мастерство петрозаводских музыкантов, понравилась и музыка молодых композиторов: Monochrome для скрипки и фортепиано Игоря Жоховского (Нижний Новгород), «Портрет Фриды Кало» для фортепиано Владиславы Бучко (Киев), L — o для скрипки и электроники Артура Зобнина (Санкт-Петербург), «Полтергейст» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и рояля Алексея Пилатова (Минск), сочинения карельских авторов — «Перепевы карельских песен» для сопрано и фортепиано Надежды Красиковой, соната для скрипки и фортепиано «Сны волшебника» Кирилла Гуреева и «За горизонтом» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Анны Афанасьевой.

За концерт 2 апреля хочется выразить огромную благодарность Артуру Зобнину. Во-первых, за программу. Сочинения зарубежных композиторов Вольфганга Рима, Сальваторе Шаррино, Яниса Ксенакиса и российского Сергея Слонимского в Петрозаводске играют разве что музыканты, приезжающие к нам на гастроли. Эта музыка исполняется у нас значительно реже, чем того заслуживает. Не были премьерами, но впервые в Петрозаводске прозвучали и сочинения молодых российских авторов — Александра Хубеева, Настасьи Хрущевой, казахстанца Сергея Кима. Во-вторых, за качество исполнения. О том, насколько блестяще была исполнена  сложнейшая  программа, свидетельствует факт, что по окончании концерта Артур получил от консерватории предложение приехать на будущий год и провести мастер-класс для наших студентов. Жаль, что на этом концерте было немного наших скрипачей! Они могли бы открыть для себя много нового: например, в сочинении Хубеева, которое исполняется не смычком, а наперстками, имитируя царапание когтей птицы, или в  музыке Кима, где канцелярская скрепка, лежащая на струне, создаёт эффект космического, электронного звучания.

Фестиваль дал много ярких впечатлений. Все их, к сожалению, не описать в этой публикации. Всем, кто помогал и принимал участие – преподавателям и администрации консерватории, волонтерам, студентам, исполнителям, слушателям — хочется сказать огромное спасибо за подаренный праздник. Это направление жизни города необходимо развивать, молодым карельским композиторам стоит осваивать и другие концертные площадки, расширять свое пространство, выходить на широкую аудиторию.

 

P.S. Есть мнение, что фестивали современной музыки не нужны, так как на них новая музыка будто оказывается в резервации. Исполнять эту музыку стоит только вместе с произведениями прошлых эпох, поскольку она не требует особенного к себе отношения. Несмотря на привлекательность этой точки зрения, соглашусь с ней лишь отчасти. Смысл фестиваля в том, что он объединяет любителей современной музыки  — композиторов, музыковедов, исполнителей и слушателей. На мой взгляд, чем больше будет разных форматов звучания – концертов, проектов, фестивалей — тем лучше. Слушатель от этого только выиграет.

Фестиваль современной музыки в Петрозаводской консерватории

Фестиваль современной музыки в Петрозаводской консерватории

Фото Марины Сырбу