Культура

У каждого народа свой певец

 Сцена из балета Г.-Р.Н. Синисало «Сампо» Музыкально-драматического театра  Карельской АССР. г. Петрозаводск, 1959 г. Автор съемки Савин (инициалы не указаны)

В этом году Гельмеру Нестеровичу Синисало, известному карельскому композитору, заслуженному артисту КАССР, народному артисту РСФСР и СССР, председателю Союза композиторов Карелии, исполнилось бы 95 лет. Публикация Национального архива Карелии

«… У каждого народа свой певец!

Ты — сын Карелии прекрасной, Синисало!

И музыка твоя — гармонии венец,

Навеки отданный душою Калевале»

(29.11.1985 г. Автор неизвестен)

Автор первого национального балета «Сампо», других произведений, национально-культурный колорит которых формирует представление слушателя о карельском крае, Г. Синисало еще при жизни был признан классиком карельской музыки.

В Национальном архиве Республики Карелия находится на хранении личный фонд Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало, включающий в себя материалы о жизни и творчестве известного композитора. В архив документы были переданы вдовой Г. Синисало Валентиной Петровной в 1989 году, когда не стало самого композитора. В состав личного фонда Гельмера Нестеровича включены нотные рукописи, статьи, заметки, интервью композитора, письма, характеристики, фотографии. Благодаря этим материалам, а также автобиографии Г. Синисало и воспоминаниям Валентины Петровны мы имеем возможность проследить биографию и творческий путь композитора.

Участник финляндской революции Нестор Иванович Синисало, отец будущего композитора, приговоренный на родине в Финляндии к расстрелу и бежавший в Петроград, в 1919 году с семьей переехал в город Златоуст Челябинской области, где 14 июня 1920 года родился Гельмер Синисало. В 1924 году семья Синисало вернулась в Ленинград, в то время Нестор Иванович руководил драматическим самодеятельным театром, в котором в свободное от работы время играли рабочие и служащие железной дороги.

Творческая натура Гельмера Синисало стала проявляться еще в детстве. Будущий известный композитор с малых лет увлекался живописью, играл на мандолине финские песни и танцы, интересовался театральной атмосферой, в которую был погружен его отец. Гельмер Нестерович вспоминал:

«… Я с большим интересом следил за репетициями и спектаклями этого театра, заглядывал за кулисы, удивлялся перевоплощению артистов… Увлечение театром было большое.  Дома я со своими сверстниками устраивал «спектакли». Сооружали мы «настоящий» занавес, который открывался и закрывался в зависимости от того, за какой шнур потянешь. Из старых тряпок сшивались «театральные» костюмы, делались какие-то декорации. «Спектакли» шли без репетиций с импровизированным текстом. Места публики занимали наши родители…».

С переездом в Петрозаводск в 1928 году творческие увлечения отошли на второй план, Г. Синисало всецело посвятил себя учебному процессу. Однако, по счастливой случайности, в одном доме с семьей Синисало жил директор духового оркестра Дома народного творчества, руководивший городским самодеятельным хором. Ему удалось заинтересовать местную молодежь игрой на духовых инструментах и организовать классы по обучению. Гельмер Синисало был определен в класс флейты. Гельмер Нестерович с теплотою вспоминал о своем наставнике:

«Педагогом моим по флейте оказался замечательный музыкант, виртуоз-флейтист, окончивший в 1914 г. Петербургскую консерваторию (по классу флейты Циммермана) со званием свободного художника, композитор и дирижер Николай Александрович Солнышков. С глубокой благодарностью я вспоминаю этого талантливого человека, требовательного педагога, научившего меня играть на флейте, давшего мне прочную теоретическую подготовку и привившего бесконечную любовь к музыке…».

После окончания семи классов и практики в духовом оркестре Дома народного творчества Гельмер Синисало поступил в Петрозаводское музыкальное училище по классу флейты, был практикантом в симфоническом оркестре Карельского радио. Тяжелым испытанием для семьи Синисало стал 1938 год: арест отца, Нестора Ивановича, и объявление его врагом народа (впоследствии был реабилитирован посмертно), выселение Г. Синисало с матерью из Петрозаводска в Пудожский район. Но уже в 1939 году Гельмер Нестерович получил предложение вернуться в Петрозаводск и вновь занять должность флейтиста в симфоническом оркестре Карельской государственной филармонии, а вскоре был принят в Союз композиторов КАССР.

Первые творческие шаги Гельмера Синисало в написании пьес относятся еще к студенческому времени. Однако, первым значительным произведением, исполненным композитором совместно с симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, стало сочинение «Концерт для флейты с оркестром», написанное в 1940 году. На хранении в Национальном архиве Республики Карелия находятся нотные рукописи этого произведения.

В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны и массовой эвакуацией Гельмер Нестерович с группой артистов симфонического оркестра и хора филармонии был переведен в оркестр театра музыкальной комедии КФССР, который впоследствии был эвакуирован в Беломорск. В годы войны  сформированная из актеров и музыкантов фронтовых бригад театральная труппа выступала со спектаклями и концертами перед воинскими частями, в госпиталях. В своих воспоминаниях Гельмер Нестерович пишет:

«… Всюду нас встречали с энтузиазмом, радостью и благодарностью, так что, несмотря на тяжелые условия военного времени: на холод, голод, неустроенность и бесконечное пребывание «на колесах», мы были полны сил и энергии, зная, что приносим своим искусством нечто важное для укрепления веры советских людей в победу над фашизмом…».

Начавшаяся Великая Отечественная война пробудила в душе композитора желание воззвать к патриотическим чувствам народа. Именно тогда появились такие произведения, как песни «На призыв Вождя» (слова В. Владимирова), «Песня о Москве» (автор слов неизвестен), романс «Письмо к любимой» (слова А. Коваленкова), хореографический этюд «Победа». Нотные рукописи данных произведений находятся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия.

В 1944 году Гельмер Синисало по состоянию здоровья был вынужден уволиться из  театра и вернуться в уже освобожденный Петрозаводск. Композитор вновь посвятил себя творчеству. В 1945 году вместе с «Сонатой для фортепиано» и сюитой «Карельские картинки» увидела свет кантата для сопрано и баритона, хора и симфонического оркестра «Отечественная война», написанная на слова М. Алигер, В. Лебедева-Кумача, М. Рыльского, А. Суркова. Это произведение среди ряда прочих творений Г. Синисало выделяет история, сыгравшая важную роль в жизни композитора.

В конце 1945 года Гельмера Нестеровича пригласили вернуться в театр Музыкальной комедии, обосновавшийся в городе Сортавала. Композитор дал свое согласие, однако с условием, что театр исполнит кантату «Отечественная война» 9 мая 1946 года. В бухгалтерии театра работала будущая жена композитора, Валентина Петровна. Из воспоминаний В.П. Синисало, находящихся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия:

«… Приехав в город устраиваться, он зашел к нам в бухгалтерию, на нем было поношенное пальто отца, подшитые валенки, шапка-ушанка военного образца, сам худой и в пенсне. Я предложила ему хлебные карточки, но он сказал, что уже получил их в Петрозаводске. Так до мая месяца я с ним больше не сталкивалась…».

На концерте в честь празднования Дня Победы, на котором было исполнено произведение композитора, Гельмер Нестерович вновь встретил Валентину Петровну. В августе того же года состоялась регистрация в ЗАГСе. После свадьбы Г. Синисало с женой переехали в Петрозаводск.

Г.-Р. Н. Синисало с женой В.П. Синисало. 1947 год
Г.-Р. Н. Синисало с женой В.П. Синисало. 1947 год

В 1950-е годы Гельмер Нестерович работал преподавателем в Петрозаводском музыкальном училище, главным дирижером, а затем и художественным руководителем ансамбля «Кантеле», флейтистом в Симфоническом оркестре Карельского радио. Вместе с тем Г. Синисало постоянно совершенствовал свои профессиональные знания: в целях повышения квалификации обучался в Московской консерватории, затем проходил обучение по индивидуальному плану в Ленинградской консерватории.

В 1958 году в преддверии Декады карельского искусства и литературы в Москве перед Гельмером Синисало встала важная задача — написать балет на национальную тему. Так началась подготовка к постановке балета «Сампо», автором либретто выступил молодой балетмейстер Игорь Валентинович Смирнов. Сам Гельмер Нестерович отзывался о новом направлении работы таким образом: «Народный эпос «Калевала» — это замечательное произведение народного творчества — дает интереснейший и богатейший материал для создания музыкальных и сценических сочинений…».

Попытки написать одноактный балет на один из эпизодов «Калевалы» — «Похищение Кюлликки» — были сделаны композитором еще в 1943 — 1944 годах, однако, как говорил сам автор, эта работа успехом не увенчалась. В последующее время Синисало всё больше привлекала мысль о создании балетного спектакля, в котором можно было бы выразить основную идею эпоса — борьбу народа Калевалы за мельницу Сампо и за своё счастье, что подразумевало раскрытие характеров героев эпоса. Постановка спектакля предполагала изучение большого количества материалов, к тому же, времени на создание столь масштабной постановки было не так много. Премьера балета состоялась 27 марта 1959 года на сцене Музыкально-драматического театра КАССР. Летом того же года балет «Сампо» был показан в Москве на Декаде карельского искусства и заслужил высокую оценку зрительской аудитории. Позднее композитором была написана музыка к балетам «Я помню чудное мгновенье» (по мотивам музыки М.И. Глинки), «Сильнее любви» и к национальному эпическому балету «Кижская легенда».

Помимо творческой деятельности Гельмер Нестерович принимал активное участие в развитии музыкального искусства Карелии. Будучи членом Союза композиторов Карелии с 1939 года Гельмер Синисало не всегда соглашался с политикой, проводимой Союзом. В личном фонде композитора находится на хранении вырезка из газеты «Ленинское знамя» от 16 октября 1954 года со статьей Гельмера Нестеровича «За высокое мастерство музыкальных произведений», в которой Г. Синисало, говоря о деятельности Союза композиторов КФССР, отмечал:

«… Союз не привлекает представителей музыкальной общественности к участию в работе актива Союза, и к участию в жизни Союза. Прослушивания и обсуждения новых произведений, как и прежде, проводится стихийно. Творческих дискуссий, предусмотренных планом, не практикуется. Отсутствует научная работа по многим, весьма важным для композиторов, вопросам…».

Правление Союза композиторов Карелии. Слева направо: Г.-Р.Н. Синисало, К.Э. Раутио, Р.С. Пергамент. 1955 год
Правление Союза композиторов Карелии. Слева направо: Г.-Р.Н. Синисало, К.Э. Раутио, Р.С. Пергамент. 1955 год

В 1956 году Г. Синисало становится председателем Союза композиторов КФССР. В подготовленной Союзом композиторов КАССР характеристике на Г. Синисало звучат такие слова: «… Карельскую музыкальную культуру невозможно представить без Г. Синисало не только благодаря его музыке. Личность, авторитет, поступки и высказывания художника создали ту благожелательную атмосферу спокойного созидания, которая уже давно определяет стиль работы композиторской организации Карелии».

На посту председателя Союза композиторов КАССР Гельмер Нестерович продолжал вести активную общественную деятельность: участвовал в различного рода конференциях, посещал республиканские музыкальные конкурсы, выступал на радио и телевидении с пропагандой развития музыкального искусства Карелии. Статьи Гельмера Нестеровича постоянно публиковались в прессе. В составе личного фонда композитора отложились вырезки из газет «Ленинское знамя», «Ленинская правда», «Комсомолец», «Патриот родины», «Советская Россия», в финских редакциях «Neuvosto Karjala», «Punalippu» и пр. с заметками Г. Синисало. Как правило, Гельмер Нестерович в очерках высказывал свой взгляд на деятельность Союза, рассуждал о значимости музыки для отдельного человека и для общества в целом, давал оценку другим деятелям культуры и их творчеству.

Выступая на собраниях творческого актива Карелии перед руководителями народных хоров, «самодеятельными» композиторами и поэтами-песенниками и рассуждая о развитии песенного творчества в республике, Г. Синисало отмечал: «… Музыка отражает жизненную действительность, и не только всё богатство внутреннего душевного мира человека, но и общественную жизнь людей, их деятельность, взгляды и стремления… Именно потому, что музыка отражает всё богатство человеческой жизни со всеми её тончайшими оттенками, она обладает столь большой, впечатляющей силой и всегда дорога и близка человеку».

За творческую и общественную деятельность композитору были присвоены звания «Заслуженный артист Карело-Финской ССР» (1949 г.), «Заслуженный деятель искусств Карельской АССР» (1957 г.), «Народный артист РСФСР» (1959 г.), «Народный артист СССР» (1978 г.), «Лауреат Государственной премии Карельской АССР» (1974 г.), «Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки» (1986 г.). Кроме того, Г. Синисало был отмечен многими наградами: орденами Трудового Красного Знамени (1951 г. и 1970 г.), «Знак Почета» (1967 г.), Дружбы народов (1980 г.) и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946 г.), «За трудовое отличие» (1948 г.).

Гельмер Нестерович Синисало — композитор, внесший огромный вклад в развитие музыкальной культуры Карелии. Несмотря на то что знаменитым творением Гельмера Синисало принято считать карельский балет «Сампо», за годы жизни композитором было создано большое количество произведений разных жанров. Среди наиболее известных из них балеты «Я помню чудное мгновенье», «Сильнее любви», «Кижская легенда», первое сочинение для оркестра «Концерт для флейты с оркестром», симфония «Богатыри леса», оперетта «Возраст женщины», кантата «Отечественная война», а также многие камерные сочинения. Сейчас имя Гельмера Синисало носит Детская музыкальная школа № 1 Петрозаводска. Присвоение школе имени карельского композитора определило значимость воспитания юных музыкантов в неразрывной связи с культурой и национальным музыкальным колоритом своего региона.

 

 Об авторе. М.А. Докторова — ведущий специалист Национального архива Республики Карелия