Коммерческий подход к учреждениям культуры доходит до абсурда
Похоже, показатель, когда-то характеризовавший урожайность сельскохозяйственных культур, становится всё более популярным не только в сельском хозяйстве. Вот там-то с ним далеко не все благополучно по целому ряду причин, но это другая тема.
Впервые я столкнулась с этим, работая в газете «Карелия». Тогда в редакцию пришел председатель одного из петрозаводских жилищных кооперативов с целой кипой бумаг. И страшно возмущенный: к нему обратились еще более возмущенные жильцы и потребовали дать ответ на вопрос: «Почему им приходится платить за выполнение одинаковых ремонтных работ по-разному?». Председатель добросовестно выяснил, довел ответ не только до жильцов и пришел с ним в редакцию, ибо выяснил он, что плата за ремонт берется с… площади квартир, в которых производился ремонт. А поскольку она разная, то и плата отличается.
Этот «квадратный метр» меня тогда очень заинтересовал. Сунула нос в свои квитанции и выяснила, что не только за вывоз мусора, содержание и управление, но и за услуги… паспортной службы, коими воспользовалась раза два за свою жизнь, мы платим тоже с… квадратного метра.
Ну ладно, разобраться с жилищно-коммунальным хозяйством сегодня не под силу даже специалистам с высшим экономическим образованием.
Но вот в моих руках оказался документ «Сводная оценка эффективности деятельности подведомственного Министерству культуры Республики Карелия учреждения культуры и искусства за 2014 год. Бюджетное учреждение «Национальный музей Республики Карелия». Естественно, с музея требуют отчет: сколько прошло за год выставок, как пополнялись фонды, сколько посетителей побывало в нем, в том числе и людей с ограниченными возможностями, как активно принимает музей участие в грантовых конкурсах, насколько активно информирует общественность о своей деятельности и т.д. Вопросов к этому, естественно, не быть не может, тем более, если музей не частный.
Пока не добралась я до показателя номер 5. А называется он (раздел) так:
«Количество посетителей музея из расчета на один квадратный метр экспозиционной площади музея». И далее рекомендации: «Рассчитывается (показатель. – В.Ч.) по формуле: Пм:S, где Пм – общее количество посетителей музея в отчетном году (использовать данные формы государственного статистического наблюдения 8НК, раздел 6 «Научно-просветительская работа», строка 28, сумма граф: 3, 8, 11, 13, 15); S – общая экспозиционная площадь музея в отчетном году (использовать данные формы государственного статистического наблюдения 8НК, раздел 3 «Площадь и характеристика помещений», строка 19, графа 4).
От 70 человек и выше на 1 м2 экспозиционной площади. Балльная оценка – 3 балла;
От 69 до 65 человек на 1 м2 экспозиционной площади. Балльная оценка – 2 балла;
От 64 до 60 человек на 1 м2 экспозиционной площади. Балльная оценка – 1 балл; Менее 60 человек на 1 м2 экспозиционной площади. Балльная оценка – 0 баллов.
**** Пм 108796 (1) без учета Шелтозерского вепсского музея-филиала, в его основном здании — Доме Мелькина завершались реставрационные и внутренние ремонтные работы, создавались экспозиции в связи с чем музей работал не полный год и на части площадей, (2) без учета графы 8 формы государственного».
В графе, в которой указаны баллы по этому показателю, выставлена цифра 2, значит, музей получает два балла и «обеспечил» посещение на один квадратный метр от 69 до 65 человек в год.
Не лучше еще один запланированный показатель – номер 7 «Количество посетителей из расчета на одного специалиста». И здесь же формула расчета этого показателя. Правда, здесь музей внес свои замечания: «Считаем, что необходимо изменить показатель при расчете формулы: Графа 3 строки 28 Отчета 8 НК уже включает в себя показатели граф 8,11,13 и 15. В должностные обязанности сотрудников указанных подразделений входят иные виды работ, непосредственно не связанные с работой с посетителями».
Действительно, а как же быть с огромной работой музейных сотрудников, связанных с собиранием коллекций, с археологией, с реставрацией… Если вы, читатель, сунете нос в любой справочник, то найдете там: «Слово музей происходит от греческого museum, что в переводе означает «дом муз». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры…». Эта их первостепенная задача сохранилась за ними и сегодня.
Согласна, что музеи, которые открыты для посетителей и в которые эти посетители не ходят, тоже абсурд. В чем причина, надо разбираться предметно, однако, согласитесь, что число посетителей на квадратный метр музейной площади или в расчете на одного сотрудника, тоже не показатель деятельности и музея, и любого учреждения культуры. Если вести этот логический строй дальше, то можно предложить, например, такой показатель, как «процент занятости в течение сезона одного кресла в концертных залах, театрах и т.д». Кто бы спорил, да, нужны учет и контроль, в том числе и в музеях. Но, согласитесь, что урожайность с квадратного метра или количество гектаров, деталей на одного работающего более подходят в других отраслах.
Стоит ли об этом писать? Стоит, ибо это еще одно свидетельство усиливающегося коммерческого подхода к учреждениям культуры. Убеждена, культура может зарабатывать и должна. Наверное. Но на культуре нельзя зарабатывать. Как-то я брала интервью у бывшего сотрудника Музея изобразительных искусств РК Екатерины Рычковой после ее поездки в Англию для знакомства с деятельностью тамошних музеев. Она с восторгом рассказывала, что вход в государственные музеи там бесплатный. Англичане исходят из того, что государственные музеи финансируются из бюджета, а бюджет формируется из… налогов, который платит каждый из нас. Так почему мы, то есть народ, должны платить дважды? Логично? Еще бы! При этом музеи не ограничивают в стремлении самостоятельно зарабатывать дополнительные средства, и не только за счет участия в грантовых конкурсах (слава Богу, они появились и у нас!), но только не на входных билетах – вход бесплатный.
Помню, как во время поездки в Грецию, в Афинах нам дали свободный день именно в воскресенье, предупредив, что в этот день вход во все музеи столицы свободный. Но только не ходить группами, так как это будут расценивать как услуги туристам, а вот они платные. Рекомендациям мы последовали, и никто нигде не попросил нас предъявить документы, не поинтересовался, кто мы и откуда.
На заседании Общественного совета Национального музея, которое состоялось на днях, директор его Михаил Гольденберг рассказал, что принято решение сделать бесплатным посещение музея школьниками. Замечательно, прекрасно и масса других восторженных оценок. Но при этом никто не собирается возмещать музею выпадающие убытки, а они немалые. В иные дни в музей приходят по 15-17 таких групп. Более того, именно из средств, зарабатываемых музеем, осуществляется повышение заработной платы сотрудникам (во исполнение майских указов Президента РФ о повышении заработной платы работникам бюджетных отраслей, в том числе и культуры). Второй резерв повышения заработной платы, кроме расширения платных услуг, — сокращение кадров, причем ежегодное. Как следует из приводимого мною выше документа, по сравнению с предыдущим годом оно должно составлять не менее 2,5 процента.
Да, сейчас в стране кризис, и дна его, по утверждению аналитиков, еще не видно. Но началась коммерциализация культуры не сегодня. Просто культура, как одна из самых нищих отраслей, оказалась крайней подобно тому, как от кризиса страдают в первую очередь самые обездоленные слои населения.
Надо ли говорить, что посещение театров, музеев, симфонических концертов – это огромный для человека труд, ему нужно учить, его нужно прививать и воспитывать. Нашла интересную информацию: специалисты утверждают, что у людей, которые посещают музеи два-три раза в жизни или попадают в них в первый раз, уже максимум через 30 минут наступает так называемая музейная усталость. И там, в залах, могут висеть все шедевры мирового искусства, им будет все равно.
Я понимаю, что разрабатываемая отчетность обязательна для всех учреждений культуры страны, не только Карелии. Но от этого не легче.
Фото Национального музея Карелии