Культура

Семён Чайка: «У музыки два формата – хорошая и плохая»

Семен Чайка

«Чтобы попасть в ротацию, достаточно прислать мне как программному директору какое-то количество своих песен. Ничего больше. Сразу говорю: никаких денег мы не берём».

Семён Семёнович Ча́йка, настоящее имя Александр Исаакович Дубов, — один из самых обаятельных радиоведущих, а также один из ведущих фестиваля «Воздух»-2015. Вы наверняка знаете его по программам «Чайка» на радио «Маяк», «Живые» на «Нашем радио». В 2013 году ему предложили место программного директора «Нашего радио». В мае 2014 года он уходит с этой должности и уже в октябре того же года создает «Своё радио», где продолжает вести программу «Живые», посвященную творчеству молодых талантливых музыкантов.

Помимо программы Семёна на «Своем радио» вы также сможете услышать ряд интереснейших передач. Например, «Свои адреса», в которой рассказывается о местах, значимых для советской и постсоветской среды, в которых зарождалась рок-музыка. Или программа «Малиновый пиджак», в которой говорится о об андерграунде 90-х годов, не только о музыке, но и об образе жизни. В студию приглашаются гости, которые были частью этой истории и могут поделиться своими воспоминаниями. Но главный козырь эфира — это конечно молодые исполнители, которых на волнах «Своего радио» невообразимо много.

Об особенностях «Своего радио», о том, зачем оно создавалось и как попасть в эфир, Семён рассказал в личной беседе.

 

– Семен, скажите, что такое в вашем понимании «формат», зачем он нужен? Есть ли формат у «Своего Радио»?

– На мой взгляд, формат – это коммерческий ход. В таком случае программному директору легко отказать музыкантам, сказав: «Это не формат». При этом не объясняя, что такое формат. В моем понимании, у музыки два формата – хорошая и плохая. Понятно, что можно разделить на жанры: музыка лёгкая, музыка более тяжелая, эстрадная песня, фолк-песня, поп-музыка, рок-музыка.  В эфире «Своего радио» нет оголтелой попсы и нет блатного шансона. Остальное – от качественной электроники до heavy metal – всё представлено. И все хорошо уживается друг с другом. Я таким образом доказываю, что можно слепить из, казалось бы, невозможных частей единое целое.

Даже если взять радиостанцию «Наше радио», то «Агата Кристи» – это не русский рок. Скорее электронный проект. Группа «Кино» – танцевальный проект. Почему это русский рок? «Земфира» – это скорее поп-музыка, чем рок. И  все это вместе называют русским роком. Слепили из этого общую концепцию и называют словом «русский рок».   Хотя к року многие из групп не имеют никакого отношения. Это классная музыка. Я их всех очень люблю, но как все это может уместиться в один формат? Я пошёл дальше. «Свое Радио» смешивает в  эфире несовместимые вещи. Но в итоге, как мне кажется,  получается довольно интересная картина.

– Влияет ли аудитория на ротацию «Своего радио»? 

– Влияет, но не так чтобы очень.  Я прислушиваюсь к тому, чего хочет аудитория. Но как нет двух одинаковых капель воды, так нет и двух совершенно одинаковых по своему вкусу людей. Где-то что-то разойдётся. Посему слушаю аудиторию, но решения принимаю сам.

– Как молодые музыканты попадают в эфир «Своего Радио» или в программу «Живые»?

– Для того, чтобы попасть в программу «Живые», чтобы хорошо показать коллектив, надо представить некоторое количество песен. И желательно видео с концерта, чтобы было понятно, как человек живьем поет. А чтобы попасть в ротацию, достаточно прислать мне как программному директору какое-то количество своих песен. Ничего больше. Сразу говорю: никаких денег за ротацию, никаких денег за рекламу концертов коллектива,  за размещение афиш в ВКонтате, в Фейсбуке, на сайте мы не берём. Мы считаем, что развивать российскую живую музыку можно только таким путём: когда её пропагандируешь и  популяризируешь. Поэтому если молодые музыканты  присылают какое-то количество треков – 5-7 – из этого уже можно что-то выбрать для эфира. Но, к сожалению, очень много присылается музыки плохого качества. Поэтому при том объеме огромном, который присылается, далеко не всё попадает в эфир.

На данный момент в постоянной ротации «Своего радио» 321 эфирообразующая  группа. Для сравнения: на «Нашем радио»  30 — 32. У нас 321. Это большое разнообразие. Чтобы человек за день не мог устать от кого-то. Группа с песней появляется в эфире один раз в сутки. Завтра может снова появиться эта группа, но с другой песней. То есть не происходит приедания. Но человек который постоянно слушает, привыкает к этим песням. Песни становятся для него привычными, а группы звездными. За время существования радио многие молодые коллективы, которые  еще полгода назад были неизвестными, стали звездами для аудитории «Своего Радио». Их уже встречают на ура, на их концерты бегут, потому что они действительно хороши. Пускай пока это звезды небольшого масштаба, но время пройдет, и они станут более известными. На сегодняшний день в составе фестиваля «Воздух» получилось процентов 80 музыкантов, которые звучат в эфире  «Своего радио». Это значит, что мы с «Воздухом» на одной волне.

– Семён, мне нравится то, что вы делаете. Я слушала программу «Живые», когда она выходила на «Нашем Радио». И сейчас периодически   смотрю её. Скажите, приходилось ли вам в рамках этой программы встречаться с исполнителями, музыка которых вам не близка?

– Нет. Если мне не любопытна эта музыка, я не буду с ними общаться. Просто потому, что мне это неинтересно: это же будет слышно. Как можно сыграть любовь? Хороший артист сыграет, но я не хочу ничего играть, я хочу быть искренним в эфире.  Как можно сыграть интерес? Он должен быть живым. Если группа мне интересна – мы с удовольствием её берём. Если нет – извиняемся. Вы скажете: «Никогда не может быть такой широкий вкус у человека, что ему нравится многое или почти всё». Может. Я смотрю на музыку немножко другими глазами. Если музыканты играют не очень слаженно, но при этом у группы классный вокалист, – это уже интересно. Если не очень хороший вокалист: он не берет высоких нот, не отличается глубоким вокалом, но при этом там замечательные сыгранные музыканты – это тоже интересно. Если и вокалист не очень, и музыканты играют не так, чтобы хорошо, но какие же глубокие тексты – это уже интересно.

Я цепляюсь хотя бы за что-то. Сейчас объясню почему. На моей памяти за три года существования программы не одна группа, а несколько выросли невероятно. Мы их звали, скажем, три года назад, потому что что-то в них заметили. Они пришли, отыграли и ушли. Через  два года мы позвали их снова. Это была совершенно другая группа. Они за год-полтора-два вдруг неожиданно для нас вымахали.

Если музыканту или любому творческому человеку дать возможность расти, сказать ему: «У тебя всё хорошо, но, может быть, здесь подтянуть немного.  Прислушайся». Он прислушивается – и получается результат. Если сказать: «Твоя музыка никуда не годится, пошел ты подальше», – может получиться так, что хорошая группа исчезнет с поля зрения, а это обидно. Если человек мудрый, он не скажет этого. Он скажет: «В тебе что-то есть. Но вот это тебе надо доработать». И тогда у музыканта появится стимул расти над собой. А они, музыканты, ведь как дети. Их надо обязательно хвалить за что-то. Поэтому на программу приглашаются те артисты, которых есть за что похвалить.

 Фото с сайта https://pp.vk.me