27 января отмечает юбилей заслуженная артистка Карелии Галина Москалева
«Жила-была на свете одна девочка. Это была не «принцесса на горошине». Но, если вам так хочется, можете думать, что она была принцессой. Она была и не «Золушкой». Но, если вам так нравится — пусть она будет Золушкой», — очевидно, только так, как Анатолий Байбаков, муж Галины Москалевой, написавший о ней в книге «Всё будет хорошо, я узнавал…», и я бы начал свой рассказ об актрисе.
Действительно, только сказочный зачин для этого и подходит.
У нее достаточно редкое амплуа — инженю-травести. Это значит, что актриса по определению играет роли не только девочек, но и мальчиков. В случае с Галиной Михайловной данный факт бесстрастно зафиксировал фотоснимок со спектакля «Именем революции», где ее юный персонаж состязался в армрестлинге с самим «Лениным».
Чем был отмечен день 27 января 1942 года, когда в глухом селе Ермолаевка в Новосибирской области на свет появилась Галина Москалева? Был вторник. Шел 220-й день Великой Отечественной войны. Понятно, что сказками и не пахло.
«Группа военных медицинских работников составила акт о чудовищных зверствах гитлеровцев в деревне Лимовое, Орловской области. В результате расследования и опроса жителей установлено, что при отступлении из деревни Лимовое немцы сожгли 42 дома из 44. Согнав в подвалы двух уцелевших домов 25 стариков, женщин и детей, гитлеровцы бросили туда несколько гранат».
«27 января 1942 года газета «Правда» опубликовала очерк Петра Лидина «Таня» о подвиге партизанки-комсомолки Зои Космодемьянской, ученицы десятого класса школы № 201 Октябрьского района города Москвы, повешенной гитлеровцами в подмосковной деревне Петрищево».
«В начале 1942 года, в глубоком тылу, на далекой северной реке Уса вспыхнуло вооруженное восстание заключенных, слух о котором прокатился по всем лагерям Коми АССР. Оно вошло в историю как первое восстание в истории ГУЛАГа. Руководил им бывший заключенный, а с 1939 г. вольнонаемный работник лагеря М. Ретюнин. В ночь на 27 января заняли оборону, вырыв в снегу окопы».
В семье их, детей, было шестеро, из них четыре девочки. Папа чудесно играл на гармошке, мама зажигательно плясала. Хотя жизнь в эвакуации Москалевых не баловала, как, впрочем, и в Карелии, куда они приехали после войны.
Может, потому, что детство было такое трудное, и стала маленькая Галина премьершей кружка самодеятельности в Кондопожском Доме культуры — она пела и танцевала, декламировала стихи. А еще играла в спектаклях. В том числе и Золушку, для роли которой ее мама сшила неповторимый наряд.
На театре к актрисам подобного амплуа относятся немного снисходительно: подумаешь, играет мальчишек и девчонок. Но она же с блеском справлялась и с серьезными ролями — в спектаклях — «Забавный случай», «Орфей спускается в ад», «Цвет ненависти», «Свадьба Кречинского», «Бал воров», «Мария Тюдор»: список таких ее работ в ныне почившем Русском театре драмы можно по желанию продолжить.
Одной из самых, может быть, принципиальных по театральному счету, по гражданской позиции и пробы характера, стало участие Москалевой в создании театра «Творческая мастерская», а конкретно — ее участие в спектакле «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Эта постановка Елены Бычковой по существу и дала рождение самому новому театру. В нем она и служит по сей день. И не просто отбывает номер, чему свидетельство ее проникновенная — вместе с Тамарой Румянцевой и Людмилой Зотовой — ансамблевая игра в спектакле по пьесе Олега Богаева «Марьино поле», и с той же Зотовой в спектакле «Вдовий пароход» по пьесе Ирины Грековой.
Ее героиня во «Вдовьем пароходе» говорит в зал: «Давайте не будем ссориться». Фразу эту Галина Михайловна сделала своим основополагающим девизом почти двадцать лет назад, когда возглавила в Союзе театральных деятелей Карелии сектор по работе с ветеранами.Она, как и Золушка из своей театральной юности, душевной теплотой и добротой сердечно поддерживает тех, кто покинул сцену.
Накануне юбилея Галина Михайловна простилась с мамой. Она запечатлела ее образ в своей Прасковье из «Марьиного поля». Но жизнь продолжается. Есть дочь, есть три внука — Лев, Борис и Анатолий. Последнего зовут так же, как и ее покойного мужа.
В архиве Дома актера сохранилась открытка, которую актриса Людмила Зотова сделала Москалевой в день ее свадьбы с Анатолием Байбаковым — это была первая театральная свадьба в этих стенах: 21 марта 1962 года. Увы, муж уже не отметит с нею их «золотую» годовщину. Но пусть продолжает звучать его голос, как тогда:
Если б вдруг меня спросили —
Как свою жену ты любишь,
Почему, за что ты любишь?
— Я ответил бы — не знаю.
Да не знаю, знаю только.
Что я счастлив.
… Отнимите солнце, воздух,
Ветер, песни птиц и горы,
Моря синь, бескрайность степи —
— Я умру. Но если спросят —
— Как свою жену ты любишь?
Я ответил бы — не знаю.
Знаю только, что люблю!