{hsimage|Ирина Порошина и ее коллеция ||||} На Республиканской художественной выставке «АРТ-Карелия» обратила внимание на два ярких саамских костюма. Не сомневалась, что их автор Ирина Порошина. Отношу себя к поклонникам её творчества и даже имею в гардеробе ее дизайнерские вещи.
Чем и как живет мастер? Наш разговор проходил в Городском выставочном зале.
— Ирина, как к вам пришла идея создания этих необычных костюмов?
— Эти два костюма — первые в будущей коллекции под названием «Лапландия», выполнены они по мотивам национальных саамских костюмов. Планирую сделать 8-10 моделей. А началось всё с июльского звонка. Неожиданно прошлым летом меня пригласили поучаствовать в 20-м Международном фестивале коренных народов «Ридду Ридду» — в переводе с саамского «небольшой шторм на побережье» — в Норвегии, в небольшом посёлке Манндален под городом Тромсё. Впервые организаторы задумали проект под названием «Уличная мода коренных народов» и пригласили 8 модельеров из разных стран — Швеции, Норвегии, Финляндии, России (полуостров Таймыр, Бурятия, Хабаровский край, Карелия). Всего за неделю предлагалось создать изделия по данной теме, а именно современные костюмы с элементами национальной экзотики, так называемый «этноавангард». В спортзале местной школы, ставшем на неделю настоящей мастерской, царила творческая атмосфера — мы делали эскизы, кроили и шили, вместе с моделями составляли комплекты, соединяя несоединимое, и фантазировали на тему будущего шоу. Меня давно интересовал настоящий саамский костюм. К тому же вокруг многие приехавшие со всей Норвегии на фестиваль люди были в таких костюмах, а на ярмарке «Ридду Ридду» можно было приобрести буквально всё — от национальной обуви до настоящей саамской броши! Общаясь с норвежскими мастерами, я впервые узнала о специальной технологии пошива и выполнения декора, увидела, как ткань-сукно просто рвется на полоски разной ширины и в различных вариантах используется в отделке костюма.
— Ткани вы должны были вести с собой?
{hsimage|Из коллекции Ирины Порошиной||||} — В том-то и дело, что мастерам были предоставлены самые разнообразные материалы. В своих изделиях я впервые использовала специальную ткань и тесьму для саамского костюма. Такой у нас не увидишь. Кстати, все, что мы сотворили, мы увезли домой. Но, к сожалению, настоящий праздник моды на фестивале не получился. В день, когда должно было состояться модное шоу, случилось ужасное убийство, и по всей Норвегии были отменены все праздники и фестивали.
— Какие ещё знаковые события были у вас в прошлом году?
— В ноябре прошлого года представляла Карелию на 6-м Всероссийском фестивале национального костюма в Йошкар-Оле, который проводил Российский дом народного творчества. Коллекция костюмов «Калевала» получила высокую оценку экспертного совета и диплом за профессионализм, я вошла в десятку лучших авторов. И хотя костюмы созданы с использованием этнографического кроя, за композицию цвета и авторский декор коллекция была признана профессионалами образцовой в области дизайна в номинации «сценический национальный костюм». Кстати, уже в который раз представляя Республику Карелия на престижных фестивалях и конкурсах, я опять сделала это без помощи государственных организаций культуры. Но я ни разу не пожалела об этом, потому что в этих странствиях нахожу признание моего профессионального творчества, соприкасаюсь с другим восприятием мира, встречаю много интересных людей и заряжаюсь новыми идеями.
— Слышала, что вы только что вернулись из Хельсинки. Что вы показывали там?
— Две недели назад в Российском центре науки и культуры в Хельсинки в канун старого Нового года открылась выставка Союза русских художников Финляндии, и я стала её участником. Благодаря многолетнему опыту показов авторских коллекций в Петрозаводске, коллекции «Калевала» и «Россия» достойно представили тему «Финляндия-Россия» на вернисаже в Хельсинки. Кстати, этот город назван мировой столицей дизайна 2012 года. Приятной неожиданностью для меня стала возможность впервые выступить в качестве модели вместе с девчонками из ансамбля танца Натальи Гуль, которые демонстрировали костюмы из многих моих коллекций, а теперь живут в Финляндии. Всё прошло успешно.
— Какие у вас планы?
{hsimage|Норвегия. Первые аксессуары лапландской коллекции ||||} — В апреле уже во второй раз собираюсь на Международный конкурс национального костюма «Этно-Эрато» в Москву, который проводит Московский дом национальностей. Там есть номинация — «лучший финно-угорский костюм». Планирую ещё раз представить уже изрядно попутешествовавшую коллекцию «Калевала» и новую коллекцию по мотивам саамского костюма «Лапландия». В июле вновь приглашена на фестиваль «Ридду Ридду» в Норвегию для участия в финальном шоу проекта «Уличная мода коренных народов». Я мечтаю поучаствовать и в некоторых интересных фестивалях и ярмарках в Финляндии и других странах.
— Ирина, вы член Союза художников России и Союза дизайнеров России, мастер национального сценического костюма, известный в Карелии и за ее пределами. У вас есть собственная мастерская?
— Увы, у меня нет мастерской… Я работаю и живу в десятиметровой комнате в маленькой квартире с видом на небо над любимым Онежским озером. Здесь я делаю эскизы, крою и шью, здесь живут порядка 20 моих коллекций костюмов, находится небольшой парк швейных машин, а также библиотека, склад с материалами и фурнитурой, манекены. Почему? Я не знаю ответа, может, его знает кто-то другой. Наверное, я умею «никогда не просить». Не хочу что-то кому-то доказывать. Да и с каждым годом делать это становится все труднее и бессмысленнее в моём родном городе — месте, из которого порой так хочется уехать насовсем и так не хочется уезжать. Каждый день, когда в мои окна доносится ритмичный стук колес и мелькают яркие окошки совсем рядом проносящихся мимо поездов, я знаю, что готова к очередному путешествию.