Культура

В бананово-лиловом Сингапуре мечтают о русской душе

Мы должны раскручивать своих уникальных людей сами, не дожидаясь столичных зевезд.

В недавно отреставрированном Музыкальном театре 1 февраля был концерт Олега Погудина. Я видела этого певца по телевидению, произвел приятное впечатление — молоденький, худенький, стройненький, серые, внимательные глаза. Само собой голос, тембр.

А тут еще приятельница: «Что телевизор, его живьем нужно слушать… впечатлений на всю жизнь…» Короче, поддалась я уговорам: уж очень хотелось в эти морозные, да еще с северным ветерком дни согреться хорошей песней. Тем более в Музыкальном я не была, наверное, лет десять.

Первое, что отметила, — особенность публики: по большей части женщины за …десят из незнакомого мне круга (в том смысле, что лица тех, кто из знакомого, даже если мы лично не знакомы, примелькались: на выставках, в библиотеке, в филармонии, в СТД). Еще удивила обшарпанная сцена и черный-черный занавес, что контрастировало с внешне помпезным, имперским стилем театра (то есть с колоннами, лепниной, etc). Ну хоть бы цветочек, хоть бы свечечка, хоть бы абрис беседки для антуража — все же романс, особый жанр.

Концерт начался популярной музыкой в исполнении небольшого ансамбля, после чего на сцену явился —  нет, влетел! — стремительный, изящный, легкий, в безупречно сидящем, словно влитом черном костюме и столь же безупречной белой рубашке Олег Погудин. Один романс, второй… Публика благодарно аплодировала, было видно невооруженным глазом, что это ее любимец.

«В бананово-лимонном Сингапуре…» — пел Погудин, и я, закрыв глаза, пыталась представить уютный шанхайский ресторанчик, куда с остатками изгнанной русской интеллигенции я пришла послушать моего любимого Вертинского. Увы, не получалось — не хватало уникальной интонации великого артиста.

Билеты были дорогие, еще дороже было мое время, но я не пожалела, что «потратилась». Потому что за всякое знание, даже со знаком минус, нужно платить. И вот мое «новое» знание: то, что телевидение с его крупными планами создает, сцена, обычная провинциальная сцена может вмиг разрушить. Песню нельзя играть, ее нужно проживать. «Ведь разве голосом поет человек, — говорил на своих мастер-классах замечательный певец Виктор Каликин, — он поет душой». Пели душой Вертинский, Утесов… Из нынешних отличаю актеров Евгения Дятлова, Дмитрия Назарова.

Есть и свои, родные, местные. Многие из нас еще помнят, как целый филармонический зал вставал и, стоя, слушал песни и романсы в исполнении Виктора Каликина. А пробирающие до слез вибрации души обладательницы прекрасного голоса Влады Даниловой, ныне репортера Карельского ТВ. Кто слушал ее испанский цикл в зале библиотеки Петрозаводского университета, тот навсегда сумеет отличить настоящее исполнение от ремесленного.

Почему Влада не поет теперь? Во-первых, ушел в мир иной ее учитель Виктор Каликин, который обладал уникальной методикой и давал мастер-классы бесплатно (!). Во-вторых… Да что объяснять! Все мы теперь знаем, как трудно выжить таланту в глубинке русской земли. Но только в глубинке и можно встретить поющих (играющих, пишущих, рисующих…) душой. И нам нужно поддерживать таких людей (при жизни!) — и вниманием, и материально (например, концерты или спектакли по подписке, то есть благотворительные, но на этот раз не в пользу здания, парка, какой-то компании, а в пользу человека. Таланта).

Мы должны раскручивать своих уникальных людей сами, не дожидаясь столичных. Ведь те, если придут, непременно заставят петь только голосом. Бизнес, прибыль, «капуста»… В общем, бананово-лиловый Сингапур, где вечное тепло, а таких суровых зим, как у нас, вовсе не бывает. Но как мечтают о нашем русском Севере и нашей русской душе сингапурцы! И это они мне говорили сами, объясняя, почему без спроса вставили в свой журнал «Сингапур» северно-заонежскую карту моего мужа, художника Бориса Акбулатова, которую тот делал с душой, да еще с какой душой — исколесив, обойдя пешком весь заонежский полуостров, находя и отмечая потом на своей карте те деревни, точнее их остатки, которых теперь нет ни одной карте. Да разве нам жалко! Берите, еще сделаем! Еще напишем, споем, сыграем…

P.S. В связи со всем увиденным и услышанным 1.02 в Музыкальном театре не выходит из головы уникальный талант петрозаводской актрисы Виктории Федоровой, чем-то напоминающей мне молодую Матасову, когда-то игравшую на петрозаводской сцене, а ныне актрису МХАТ. Моя подруга специально из Костомукши приедет 19 февраля на спектакль «Я жду тебя, любимый!». И всех, кто не видел Федорову в этой роли, приглашаю — непременно посмотрите спектакль. Билет-то стоит гроши. И это при громадных душевных тратах актрисы… Она как раз их тех, кто играют не телом и не голосом (и то, и другое, впрочем, прекрасно) — проживают душой! И чем мы можем отдарить взамен? Наверное, только нашей любовью. Как сказал поэт (кстати, тоже петрозаводчанин) — «Любите, зрители (слушатели, читатели), меня сегодня, завтра будет поздно…»

  Фото Ирины Ларионовой