В пятый раз в Петрозаводске прошел международный джазовый фестиваль. Правда, в этом году он сменил не только свое название — с Kalevala Fest на Kalevala Music Wheel («Музыкальное колесо Калевалы»), но и содержание – стал не только музыкальным, но и культурным событием. Появились и новые партнеры: Национальный театр, Музей изобразительных искусств, Дом карельского языка в Ведлозеро, деревня Кинерма и многие другие.
А значит, расширилась программа фестиваля. Помимо традиционных концертов джазовых исполнителей, их мастер-классов в Музыкальном колледже, появились художественные выставки на темы «Калевалы», мастер-классы художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, спектакли – на этот раз участники и гости фестиваля побывали в Национальном театре на этноспектакле Koti (Дом»). Думаю, даже это, далеко не полное перечисление мероприятий и их география дают представление о масштабах фестиваля.
Организатором проекта была и остается петрозаводская туркомпания Around и прежде всего ее директор Наталья Алуферова. Что неудивительно: фестиваль задумывался как культурное событие в жизни столицы Карелии, которое должно привлечь поклонников так называемого событийного туризма. Удержится ли новая форма, покажет время, следующий фестиваль состоится осенью 2017 года.
Но осталось главное: несмотря на то что фестиваль еще достаточно молод, он уже привлекает известных джазовых исполнителей, причем не только России, но и из-за рубежа. Украшением пятого фестиваля стали дуэт Элизабет Контоману (вокал, Швеция) и Владимир Шафранов (фортепиано, Аландские острова), Antonio Flinta Quartet (Италия – Чили – Франция). Руководитель квартета Антонио Флинта провел мастер-класс в Музыкальном колледже. Кстати, участники группы не только профессиональные музыканты, но и преподают в музыкальных школах.
Квартет сегодня живет и работает в Италии. Но на пресс-конференции, которая состоялась в тот же день, музыканты подчеркнули, что на афишах названы три страны, в которых они родились. Ибо детские впечатления, то, что заложено в юности, играет потом свою роль. Антонио Флинта (фортепиано) родом из Чили, Пьеркарло Сальвиа (тенор-саксофон) из Франции, Роберто Бучи (контрабас) и Клаудио Джоаннини (барабаны) из Италии. Сейчас они все живут в Италии.
Antonio Flinta Quartet исполняет свою авторскую музыку. Четыре композиции из ста, которые входят сегодня в их репертуар, прозвучали в Петрозаводске. Специалисты пишут, что «быть в творческом потоке в текущий момент, находить новые музыкальные подходы спонтанно, быть единым целым с музыкой – все это является отличительными чертами квартета. Способность четырех музыкантов взаимодействовать друг с другом и объединять разные музыкальные элементы делает их музыку как более открытой и свободной, так и более компактной. В своем исполнении музыканты всегда учитывают то, что музыка – это универсальный язык, предназначенный для общения».
Что же касается мастер-класса в музыкальном колледже, то час, отведенный на него, пролетел очень быстро. Студенты не просто слушали игру итальянских музыкантов — Антонио Флинта вовлек их в творческую работу. Покидая аудиторию, студенты задавали только один вопрос: «Будет ли вечером на концерте выступать квартет?». На мой вопрос, что привлекло итальянских музыкантов на фестиваль в Петрозаводск, Антонио Флинта ответил, что квартет гастролировал в северных скандинавских странах и счел возможным приехать и в Карелию. Между прочим открылся Kalevala Music Wheel 29 октября в Йоэнсуу именно выступлением Antonio Flinta Quartet. Судя по тому, как принимали квартет у нас, как быстро музыканты установили контакт со слушателями, наш фестиваль они запомнят. Как и петрозаводские поулонники джаза итальянских музыкантов.
Но подлинной звездой фестиваля назвали все же Элизабет Контоману, певицу греко-африканского происхождения, которая работала с лучшими музыкантами на европейских и американских площадках, в том числе и со знаменитым французским композитором Мишелем Леграном. Выбрав в юности джаз (а исполнительскую карьеру, как пишут, она начала в 16 лет), Элизабет сразу ориентировалась на своих кумиров — Луи Армстронга и Эллу Фитцджеральд. Планка очень высокая, но Элизабет никогда не опускает ее.
Интересно, что на концерте в Петрозаводске она выступала вместе с пианистом русского происхождения Владимиром Шафрановым, представляющим на фестивале Аландские острова. При этом он отнюдь не был простым аккомпаниатором. Певица и пианист составили дуэт не уступающих друг другу исполнителей. Элизабет Контоману еще раз доказала, какой же удивительный инструмент человеческий голос, если им владеет виртуоз. Специалисты отмечают, что вокальная техника и приличный голосовой диапазон позволяют ей петь в стиле вокалисток традиционного джаза, в блюзовой манере и в технике скэта. (Скэт (англ. scat) — специфический способ джазовой вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не несет лексической смысловой нагрузки).
Юной вокалистке Саре Вилен из квартета «Савипето» (Куопио) еще далеко до Элизабет Контоману. Сара – студентка второго курса финского Университета прикладных наук «Савония», где осваивает профессию педагога по вокалу, правда, до этого окончила консерватория в Каяни. А сейчас, одновременно с учебой, с большим удовольствием поет в группе «Савипето», в которую входят студенты и преподаватели университета, и мечтает совершенствоваться в своем увлечении. Как и гитарист Виктор Лепистё, который до этого также окончил консерваторию и сейчас учится в «Савонии». И так же, как и Сара, Вилен любит джаз.
Еще у одного студента «Савонии» — Петтери Куйвала (барабаны) — за плечами тоже консерваторское образование и… большой опыт участия в различных группах, в том числе состоящих из известных финских музыкантов. А вот Тони Лехто (бас-гитара) – преподаватель вуза, правда, он еще и музыкант: играет на электрогитаре и на контрабасе. На фестиваль в Петрозаводск он, как сказал на пресс-конференции, приезжает в третий раз.
Композиции, которую исполняли музыканты «Савипето», — это музыка молодежных вечеров и дискотек, что неудивительно, учитывая возраст музыкантов. Но вызвать симпатии зала в Петрозаводске, завести его они сумели. Даже при беглом взгляде на заполненный зал Петрозаводской консерватории, где состоялся концерт, можно было заключить, что джазу в Петрозаводске покорны люди всех возрастов.
В этот вечер звучали не только джазовые композиции. Кроме гостей фестиваля, на сцену выходили участники студии авторской одежды «Модный взгляд» Дворца творчества детей и юношества Петрозаводска. Танцевальная группа Senior dans при общественно-культурном центре «Согласие», ансамбль кантелистов «Хейла-кантеле» Дворца творчества детей и юношества, образцовый детский коллектив России ансамбль народной музыки Sarastus («Рассвет») Специализированной школы искусств, вокальный ансамбль эстрадного отделения Музыкального колледжа им. К.Э. Раутио, пианистка и композитор Ирина Смирнова. Рамки фестиваля расширились: кроме традиционного ранее джаза в программе зазвучала народная, этно- и поп-музыка.
Особо активной рекламы и фестиваля, и концерта в Петрозаводске не было. Тем не менее Большой зал консерватории был полон, причем в зале сидел именно заинтересованный и понимающий слушатель.
Фото автора