Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой, Культура

Вальс больших стрекоз

Маргарита Юфа. Вальс больших стрекоз

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «Под сенью цветов» известного карельского художника Маргариты Юфа.

Этот вернисаж  ждала с нетерпением, просто потому что люблю этого удивительного человека и художника. Ее работы часто можно  увидеть на разных выставках, но увидеть целиком всё, созданное за последнее время и в том числе в этом году, было чрезвычайно интересно. Люди по-разному воспринимают красоту в разные эпохи и в разных странах. Иногда непонятно, что в этих линиях и формах, красках и цветовых пятнах должно сложиться особым образом, чтобы  начало воздействовать на глаз и душу.  На меня композиции Маргариты Юфа действуют как медитация или молитва. Здесь отдыхает душа.

Войдя в зал, сразу чувствуешь энергетику ее произведений. В старом русском языке для этого ощущения есть свое слово — благость – впечатление от чего-либо доброго, чистого, приятного, светлого. Можно это ощущение описать турецким словом «кайф», которое, оказывается,  впервые в России было употреблено в 1821 году. И то, и другое слово на свой лад объясняют особое ощущение, которое возникает при просмотре картин Маргариты. Собственно, эти две темы – русская православная (ангелы) и восточная («Когда-то в Японии» и «Безумное чаепитие») – составляют основу экспозиции. Образы, созданные Маргаритой, — легкие, иногда невесомые,  связанные с воздухом, ветром, буквально полупрозрачные.  Легковесные бабочки, перышки, маленькие птахи, изящный веер, забытый бумажный зонт, бесплотные ангелы,  хрусталь ваз… Так и слышишь шуршание крыльев в «Вальсе больших стрекоз» или «Песню кузнечика» из серии «По земным лугам».

Ее цветы — особая тема. Ну как художнику изобразить цветок так, чтобы он не выглядел пошлым и обыденным? Вот розу, например, ирис или мак… У Маргариты это получается изысканно. В ее композициях есть недосказанность, недоговоренность, намек на настроение. В них, как в японских хокку, ощущаешь бренность бытия. За всем этим стоит душа Художника.

Эстетика чайных церемоний, очевидно, связана с буддийской философией, с  тем, чтобы забыть о суете мира. Эта тема неслучайна в творчестве Маргариты Юфа. Она человек не публичный, хотя много лет ведет при музее студию, и ее считают прекрасным педагогом. Умеет волшебным образом  пробудить и поддержать  в детях фантазию. У нее на занятиях слон может быть красно-фиолетовым, а небо черным, да и хорошо! Никакого авторитаризма. Ее любят и дети, и родители. Ко всем у нее свой подход.

Хочется сказать несколько слов о последнем зале, где расположились новые произведения Маргариты. Серия  «Безумное чаепитие» создана в этом году. В этих работах появилось нечто новое в ее изобразительной технике. Графика усложнилась и в смысле цвета, и формы. Появилось ощущение наполненности  листа. Для меня это почему-то связано с космистами, с одной стороны, с другой – напоминает изысканные  витражи. Кажется, у Маргариты наметился новый период в творчестве.

На выставке представлена также  книжная графика. Маргарита как профессиональный художник создала немало книг, уже двадцать лет оформляет  журнал для детей «Kипиня».

На вернисаже было столько народу, столько желающих поздравить Маргариту, что трудно представить, как всей этой публике удалось подойти и посмотреть выставку. Я-то сделала это заранее. Скорее всего, им придется прийти в музей снова, и это будет правильно:  такую выставку стоит посмотреть не один раз, чтобы проникнуться благостью от Маргариты Юфа.

 

Маргарита Юфа
Маргарита Юфа
На вернисаже выставки Маргариты Юфа
На вернисаже
Маргарита Юфа и замдиректора музея Ирина Куспак
Маргарита Юфа и замдиректора музея Ирина Куспак
Маргарита Юфа. Ночные птицы
Маргарита Юфа. Ночные птицы
Маргарита Юфа. На чайную церемонию. Из серии "Когда-то в Японии"
Маргарита Юфа. На чайную церемонию. Из серии «Когда-то в Японии»
Маргарита Юфа. Осенью поздней
Маргарита Юфа. Осенью поздней
Маргарита Юфа. Песня кузнечика
Маргарита Юфа. Песня кузнечика
Маргарита Юфа. Из серии "Безумное чаепитие"
Маргарита Юфа. Из серии «Безумное чаепитие»
На вернисаже
На вернисаже

Фото Ирины Ларионовой