Культура

Человек радости

{hsimage|Марк Дробинский в Большом зале Петрозаводской консерватории |right|||} Мы уже писали о концерте выдающегося виолончелиста Марка Дробинского в Большом зале Петрозаводской консерватории 24 марта. Но впечатления от него не оставляют слушателей. Публикуем отзыв Юрия Александровича Савватеева, доктора исторических наук, научного сотрудника  Института ЯЛИ КарНЦ РАН, советника Российской Академии наук.

Месяц назад в Большом зале Петрозаводской консерватории прошел  Вечер виолончельной музыки. Для любителей и  ценителей виолончельной музыки вечер стал настоящим праздником, доставил истинное наслаждение.

В программе вечера основное место занимала классика — произведения Ф. Шуберта, И. Баха, Ф. Шопена, Ф. Шумана. Прозвучала и испанская народная сюита Мануэля де Фалья, и фрагмент из квартета О. Мессиана «Хвала вечности Христа», созданного им в концлагере и там же впервые исполненного. Прозвучали и произведения на бис.

Исполнителей было двое: Марк Дробинский — виолончелист из Франции, и Людмила Пищик — пианистка, мастер фортепианной музыки из Петрозаводска. Вдохновение исполнителей завораживало и покоряло зал. Мелодии волновали, проникали в сердце, очищая и облагораживая ее. Порою казалось, что под чарующие звуки в зал опускалась благодать. На второй план отходили, а то и на время забылись повседневные заботы и тревоги, страдания и  переживания, огорчения если не у всех, то у многих, судя по дружным и продолжительным аплодисментам, восторженным восклицаниям. Царила сердечная признательность исполнителям за их виртуозное мастерство. Все ожидания слушателей оправдались сполна, и даже больше. Это как глоток свежего воздуха, соприкосновение с вечными ценностями, солидная порция искренней радости в наше непростое время.

Марк Дробинский — лауреат международных конкурсов, маэстро виолончели, как его называют критики и поклонники. Привлекает внимание его биография: он наш соотечественник, родился в СССР, в Баку. Аспирантуру проходил в Московской государственной консерватории под руководством М. Ростроповича. Преподавал в институте им. Гнесиных. Наглядным свидетельством быстрого творческого роста молодого исполнителя стала первая премия на Международном конкурсе в Мюнхене. Проявить талант в полную силу на родине он не смог и в 1974 году перебрался в Западную Европу, местом постоянного поселения выбрал Париж. Он много гастролирует по всему миру, ведет мастер-классы во многих странах. София Губайдулина так говорит о нем: «Я считаю Марка Дробинского одним из самых лучших представителей русской виолончельной школы. Он не только обладает благородным и мощным звуком, но и владеет в совершенстве всеми секретами и нюансами гармонии».

Эти звуки, гармония и завораживали нас на памятном вечере в Петрозаводске. Дробинскому свойственны непосредственность, скромность, открытость, отзывчивость, умение общаться с самыми разными людьми. Привлекает в нем и чувство юмора.

Организатор этого прекрасного вечера Виктор Михайлович Горин в ответ на мою просьбу передать сердечную благодарность исполнителю решил непременно представить Марку Дробинскому меня, рядового слушателя. Было неудобно, но желание увидеть Маэстро виолончели поближе пересилило робость. Поднялись в комнату на втором этаже. Маэстро стоял один. Он оказался человеком простым, приветливым, улыбчивым, располагающим к себе. От имени слушателей я поблагодарил его за доставленное удовольствие и назвал человеком радости, помня афоризм, что самая большая радость в жизни — приносить радость другому. Выслушав, Марк Дробинский улыбнулся и сказал:

— Да, это комплимент, но второго класса. А вот самый памятный комплимент я услышал в Испании, после одного из концертов, прошедшего с большим успехом. Собравшиеся слушатели выражали благодарность, естественно, на испанском языке. Преуспел же один, необычайно толстый мужчина, заявивший: «Если бы я был девушкой, я немедленно влюбился бы в вас, заимел от вас ребенка и воспитывал его».

Пришлось согласиться, что мой комплимент действительно уступает, хотя и отражает отношение слушателей к музыканту.

Партнером знаменитого мастера выступала Людмила Пищик, доцент Петрозаводской государственной консерватории, заслуженная артистка Республики Карелия. Ее активная концертная деятельность широко известна. Людмила Пищик выступала на равных, желанным партнером великого мастера.

Этот мой отзыв о прекрасном вечере виолончельной музыки в Петрозаводске, похоже, публикуется с опозданием и теряет элемент новизны, ведь концерт уже прошел. Но это не совсем так. Он проводился в рамках традиционного Международного фестиваля искусств «Белые ночи Карелии», как своеобразное вступление к нему. Открытие фестиваля состоится 27 апреля в том же Большом зале консерватории. Первый концерт будет посвящен Моцарту — «Возвышенное и земное. Моцарт. Письма».

Нельзя не отметить роль организаторов подобных вечеров и фестивалей и прежде всего Виктора Горина. Его вклад в  музыкальную культуру Петрозаводска и Республики Карелии воистину огромен. Восемь фестивалей «Белые ночи Карелии» — только часть его подвижнической  деятельности.

В заключение еще раз хочется обратиться к Марку Дробинскому с сердечной благодарностью за доставленное удовольствие и наслаждение музыкой. Его игра пробуждает добрые чувства, очищает сердца и души, укрепляет любовь к высокому искусству, классике. Ему дано великое благо — приносить радость людям.