{hsimage|Трехмерная витрина с виртуальным контентом ||||} В Санкт-Петербурге и Москве в конце прошлой недели прошли два крупных культурных события — открытый форум Bussiness of Art в северной столице и крупнейшая ежегодная международная выставка «Интермузей-2012» в Москве. Специалистам Музея изобразительных искусств РК удалось побывать на этих мероприятиях и поделиться своими впечатлениями.
31 мая в Институте Финляндии в Санкт-Петербурге проходил Открытый Форум The Business of Art, организованный фабрикой культуры Корьямо (Хельсинки). Международные эксперты Пол Боген (Англия) и Сэнди Фицжеральд (Ирландия) приглашали руководителей и менеджеров культурных организаций России принять участие в динамичной работе, включающей проведение дебатов и обмен мнениями.
Главный вопрос в повестке дня: каким образом представители арт-сообщества взаимодействуют друг с другом с целью развития профессиональной компетенции, поиска новых партнёров, развития новых бизнес-моделей?
{hsimage|Работа в группах |right|||} На форум съехались молодые менеджеры культуры из разных уголков России — Перми, Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска и других городов.
По словам организаторов, методика проведения Открытого Форума является уникальной и динамичной формой интерактивной работы, которой руководят профессиональные тренеры. Она позволяла всем участником быть активно вовлечёнными в процесс, выражать открыто свои мнения и взаимодействовать друг с другом.
{hsimage|Сэнди Фицжеральд ||||} Участникам предлагалось писать свои мысли на заданную тему на стикерах, а потом молниеносно создавалась стена вопросов и проблем, которые под руководством кураторов делились на тематические блоки. Каждая выделенная тема обсуждалась в мини-группах в отдельных комнатах, потом делался обзор по ключевым выводам и проблемам.
Рабочим языком был английский, высокий уровень владения которым отметили у всех участников.
{hsimage| Пол Боген|right|||} Во второй день форума Пол Боген и Сэнди Фицжеральд делились с участниками опытом работы и представили несколько больших проектов, реализующихся в Европе при их участии — TEH (Trans Europe Halles) и Engine Room Europe, цель которых объединять независимые организации культуры и создавать новый двигатель европейской культуры. Поражало количество заброшенных промышленных зон, которые за границей превращают в оазисы качественного культурного досуга, более того — в коммерчески успешные проекты. Очевидно, что Европа движется в этом направлении очень активно и верит в устойчивое развитие новых форматов взаимодействия бизнеса, арт-сообщества и населения. Остается пока только мечтать о таких перспективах в России.
Заключительным этапом проекта The Business of Art станет учебная стажировка «Креативные пространства» в Хельсинки и Гётеборге. 10 российских арт-менеджеров проведут в сентябре этого года интенсивную неделю. Они посетят инновационные креативные пространства в Финляндии и в Швеции, познакомятся с новыми практиками и техниками в сфере менеджмента, а также с новыми международными партнёрами.
{hsimage|Выставка проходила в ЦДХ ||||} Не менее важным и интересным было посещение выставки «Интермузей-2012», которая проходила с 1 по 5 июня в Центральном Доме художника в Москве.
«Интермузей-2012» — центральное событие в музейной жизни нашей страны, международный форум, на котором обсуждаются важнейшие проблемы развития музеев. В этом году в фестивале участвовали свыше 150 музеев России и стран СНГ.
{hsimage|Мастер-класс |right|||} Крупные стенды могут позволить себе только федеральные музеи, такие как Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, потому что каждый дополнительный метр площади стоит больших денег. Тем не менее множество музеев и галерей украшают свои стенды различными баннерами, мониторами, полиграфической продукцией. Многие участники переодеваются в национальные или тематические костюмы, проводят мастер-классы, угощают чаем. Так, например, на выставке можно было научиться гончарному делу и вылепить глиняный горшок, примерить на себя восточный образ, повязав головной платок разными способами по мусульманским традициям, забраться в чум и посидеть на шкуре оленя, отведать кус-кус и попить чаю из пиалы, сфотографироваться с героями разных эпох, полюбоваться костюмом космонавта, сделать своими руками куклу.
Внимание посетителей было акцентировано и на современные технологии. Здесь демонстрировались все прелести QR-кодов, картин в 3-D формате, которые нужно смотреть только при помощи специальных очков, сенсорные панели, трехмерные витрины с виртуальным контентом и многое другое.
Специалисты знакомились, обменивались опытом и технологиями, гости выставки пытались объять необъятное и познакомиться с различными музеями стран СНГ.
Единственным участником от Карелии стал музей-заповедник «Кижи», который достойно представлял нашу республику.
Время пролетело незаметно, но с огромной пользой! Такие встречи помогают быть в тренде основных событий музейного мира.
Наталья Козловская, Музей изобразительных искусств РК
Фото автора