Культура

Белые ночи и магия музыки

Александр Лубянцев на фестивале "Белые ночи Карелии". Фото Виталия Голубева
Александр Лубянцев на фестивале «Белые ночи Карелии». Фото Виталия Голубева
Завершается VIII Международный фестиваль искусств фестиваль «Белые ночи Карелии». Все его концерты порождают единственное желание — услышать это ещё и ещё раз. Такими были и майские программы фестиваля, который начался в апреле, а завершится 18 июня.

Программы этого фестиваля, начавшегося в этом году в конце апреля Моцартовской программой, всегда отличаются разнообразием и кроме собственно музыки предлагают слушателем встречи с другими видами искусства. В этом году его частью стал спектакль Национального театра Карелии «Ходари».

Ему было посвящено персональное высказывание, а потому скажу лишь несколько слов как рядовой любитель театра. Эта оригинальная фантазия по мотивам сказок Василия Фирсова, поставленная Андреем Дежоновым, привлекательна уже своей необычной формой и несомненно имеет право на жизнь. Решенная в жанре притчи, она озадачивает зрителя интригующими смысловыми вопросами, разгадки которых долго остаются в сознании и по окончании спектакля, что весьма заманчиво и заставляет размышлять об увиденном. В определении жанра автор постановки сообщает об участии оркестра. Однако таковой оборачивается шумовым эффектом, производимым бытовыми вещами, но эта экзотика не раздражает и воспринимается как колоритная находка.

15 мая в Большом зале консерватории звучал голос Олеси Петровой. Это было ее второе выступление у нас в сезоне. Те, кто уже слышал ее, шли прицельно, чтобы еще раз насладиться этим роскошным меццо-сопрано. Кто внимал звукам ее голоса впервые, был потрясен услышанным и задавал недоуменный вопрос: почему мы ничего не знаем об этой певице, в каком театре она поет, как получилось, что она до сих пор не в Большом театре или в Мариинке?  Вопросов много, ответов мало.

Олеся давно окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу выдающейся русской певицы советской эпохи Ирины Богачевой, но ни один оперный театр, украшением которого она могла бы стать, пока не взял ее в свою труппу. Почему? Об этом можно только догадываться: утвердившиеся в театрах примадонны делают все, чтобы она не стала им конкуренткой. Разумеется, без дела она не сидит, являясь солисткой Санкт-Петербургского Дома музыки. Участвуя в различных конкурсах, завоевала множество наград, самыми престижными из которых являются лауреатские звания в Международном конкурсе оперных артистов  Галины Вишневской (2006 год) и III Международного конкурса имени Чайковского (2007).

Певица подготовила несколько оперных партий, но выступления в театрах пока редкость. По последней информации, ее ожидает участие в постановке «Евгения Онегина» в театре Метрополитен (CША), где ей предстоит партнерство с Анной Нетребко. Это радует. А пока она ведет обширную концертную деятельность по России и за рубежом.

Возможности голоса Олеси Петровой представляются безграничными: красивый, ровный во всех тесситурных разделах, сильный, изобилующий вокальными красками, в соединении с богатыми актерскими данными он просто неотразим. С такими щедрыми природными и наработанными достоинствами, она не может оставаться невостребованной, это противоречит всем доводам разума.

Успех певицы заслуженно разделил ее концертмейстер — Павел Райкерус. Блестящий пианист, что нетрудно понять даже в ансамблевом исполнении, он демонстрирует нетривиальные возможности как партнер певицы. Искусство настоящего концертмейстера в том и заключается, чтобы забыть о себе и своих амбициях и раствориться в солисте (разумеется, если солист этого достоин), сделав его пребывание на сцене максимально комфортным  и успешным. Павел Райкерус, как представляется,  именно таков.

 

Нынешний фестиваль познакомил слушателей с плеядой талантливой молодежи. Ей отданы были два вечера. И пусть не всегда это была первая встреча, но в каждом отдельном случае — явление.

21 мая концертный рояль Steinway абонировали выпускники класса профессора Петрозаводской консерватории Виктора Портного — брат и сестра Лубянцевы и Александр Зондерегер.

Александр Зондерегер на фестивале "Белые ночи Карелии". Фото Виталия Голубева
Александр Зондерегер на фестивале «Белые ночи Карелии». Фото Виталия Голубева

Саша Зондерегер — самый юный, но самый известный петрозаводчанам музыкант, выросший на глазах у посетителей  концертов, не раз представлявших талантливое подрастающее поколение. В этом году он блестяще окончил консерваторию, занятия в которой последние несколько лет совмещал с учебой в Высшей школе музыки в Штутгарте, где ему еще предстоит получение степени мастера. Он лауреат нескольких первых премий Международных конкурсов — им. Карла Черни в Праге (2003), в Риме (2005) и конкурса Валерия Гаврилина в Вологде (2007), нередко с неменьшим успехом выступает в дуэте с братом — скрипачом Эдуардом Зондерегером.

В музыкальных событиях мая Саша трижды выходил на сцену Большого зала консерватории: на Государственном экзамене, в концерте 21 мая, а 30-го дал сольный концерт. Среди очень разных произведений, прозвучавших в исполнении молодого пианиста (Баха, Чимарозы, Бетховена, Скрябина, Чайковского — в программе госэкзамена он сыграл вместе с профессором Виктором Портным первую часть знаменитого Концерта № 1), ярчайшей смысловой точкой во всех выступлениях становился цикл пьес И. Брамса опус 76, состоящий из Интермеццо и Каприччио. Брамс — автор маститых пианистов. Его таинственные образные глубины трудно поддаются убедительной расшифровке. И то, что это удается пианисту в столь юном возрасте, — залог его будущих успехов. Рядом с редкой музыкальностью в игре Саши всегда присутствует и необходимая доза виртуозности, что в сольном концерте он продемонстрировал исполнением «Русской» И. Стравинского.

 

Ксения Лубянцева, аспирантка Петрозаводской консерватории, начала участвовать в конкурсах с 12 лет и через многие исполнительские соревнования прошла с победой. Она,  несомненно, весьма одаренный музыкант, но пока в ее манере преобладают техника и динамика, что, к сожалению, сейчас роднит многих молодых музыкантов и стало модным поветрием. И то главное, что создает в искусстве лица необщее выраженье, растворяется в скорости и напоре. Этим пока грешит и Ксения, из-за чего  фантазия Шуберта «Скиталец» в ее исполнении во многом утратила те неповторимые лирические грани, которые присущи этому композитору.

Имя Александра Лубянцева особенно широкую известность получило в связи с участием двадцатилетнего музыканта в XIII Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в 2007 году. Он выступил весьма удачно в первых двух турах и мог бы претендовать на первое место,  но в результате получил бронзу. Это заставило его попытать счастья в следующем, XIV конкурсе Чайковского в 2011 году, но на сей раз с призовыми местами фортуна его вовсе обошла, наградив лишь специальным призом музыкальной критики. Можно сколько угодно размышлять о случайности конкурсных побед, о предвзятости жюри и прочих скрытых для глаз наблюдателей процессах, но таким оказался итог. Александр очень одаренный музыкант с сильной волей, это поняли и посетители конкурсных концертов, и члены жюри. Общее впечатление о его игре выразил по итогам XIII конкурса один из замечательнейших пианистов советских времен Дмитрий Башкиров: «Он из тех артистов, которых публика всегда будет слушать и любить… Я думаю, он может стать ярким и нестандартным исполнителем».

В концерте 21 мая Александр продемонстрировал незаурядные качества своего таланта, предложив слушателям два сложнейших произведения мировой классики — Сонату Бетховена опус 111 и таинственно-мистический цикл М. Равеля  «Призраки ночи». В том, как раскрыл пианист сложнейший мир сонаты, далеко не все было убедительным, но не желавшие отпускать его слушатели потребовали биса. И помимо пьесы Прокофьева получили в подарок две незнакомые и весьма интересные миниатюры.  Они оказались авторскими сочинениями самого пианиста. Это было феерическое завершение программы.

Поистине ошеломляющими были и выступления 28 мая триумвирата молодых исполнителей, посланников Санкт-Петербургского Дома музыки: пианиста Сергея Редькина, скрипача Павла Милюкова и саксофониста Виталия Ватули.  Они очень разные и все несказанно талантливы, вот уж поистине «полна, полна чудес могучая природа».

Самый юный из них — Сергей Редькин выступил в двух ипостасях, как солист, открывший концерт, и как ансамблист в дуэтах со скрипачом и саксофонистом. Обе роли он выполнил блестяще, проявив в каждой из них тот комплекс качеств, который сразу отличает истинного музыканта. Лауреат многих престижных конкурсов, как студент консерватории он овладевает не только исполнительским мастерством, но параллельно занимается композицией.

Скрипач Павел Милюков — уроженец Перми, где и начал заниматься на скрипочке уже в четыре года. Конечно же, при столь раннем приобщении к музыке определяющим моментом оказалась его необычайная одаренность, которая стремительно развивалась. Высшее музыкальное образование получил в Московской консерватории и в настоящее время является ее аспирантом. Он лауреат множества российских и международных конкурсов, в том числе имени Н. Паганини (2007) и имени Д. Ойстраха (2008, оба в Москве),  практически уже сложившийся музыкант с яркой артистической харизмой, позволяющей ему демонстрировать подлинные исполнительские высоты. С 2009 года он постоянный солист Санкт-Петербургского Дома музыки, много гастролирует не только по России, но и в Австрии, Германии, Греции, Венгрии, Корее, Китае. И дальше, безусловно, его гастрольные маршруты будут только множиться, а известность расти.

Совершенно божественное владение саксофоном продемонстрировал третий участник концерта — Виталий Ватуля. Лауреат многих российских и зарубежных конкурсов, он учился в Российской Академии музыки имени Гнесиных и сейчас является ее аспирантом. Помимо широкой исполнительской деятельности Ватуля успешно занимается преподаванием и уже его воспитанники завоевывают в конкурсах призовые места.

Можно только догадываться, насколько непросто сформировать подобную программу, каких нервных затрат стоит это организаторам — Петрозаводской государственной консерватории и в первую очередь художественному руководителю фестиваля Виктору Горину. Но дело, за которое он, несмотря на все сложности и препятствия, берется, — благородное и бесконечно значимое. В наше время уже не надо доказывать, какую  огромную роль в развитии человека и нравственном воспитании играет музыка. Посещая концерты, незаметно для самого себя человек впитывает ту гармонию, которая, накапливаясь, делает его богаче и помогает глубже понять происходящее вокруг нас. Так не будем же обкрадывать сами себя!

Завершится фестиваль 18 июня концертом «В объятиях танго». Выступят музыканты Финляндии — Tanquedia Quintet. Sinfonietta Lentua.

Начало в 19 часов в Большом концертном зале Петрозавождской государственной консерватории. Билеты в кассе БКЗ.  Справки по тел. 8 961 406 79 20