Культура

Заключительный аккорд «Белых ночей Карелии»

Время белых ночей подошло к своему пику. Завершился и замечательный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии», прошедший в восьмой раз. Финальной точкой стал концерт финских музыкантов, который состоялся благодаря поддержке Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге.

В концертных программах «Белых ночей» не раз принимали участие музыканты из Финляндии, художественный руководитель фестиваля Виктор Горин дорожит этими связями. Но такого десанта, который случился в этом году, в истории фестиваля еще не зафиксировано.

Поэтичное название программы «В объятиях танго» привлекло массу слушателей, до отказа заполнивших Большой зал консерватории. Программа заинтересовала не только меломанов старшего и среднего поколения, в чьих сердцах  живет ностальгическое чувство по этому красивому танцу, с которым связана их молодость, — в зале было очень много молодежи. Возможно, их привлекло ставшее в последние годы модным имя Астора Пьяццоллы, не исключено, что кто-то шел с желанием познакомиться с новыми  исполнителями: камерным оркестром Sinfonietta Lentua  и инструментальным квинтетом Tanguedia.

С руководителем финского оркестра Jukka-Pekka Kuusela петрозаводчане неплохо знакомы благодаря его давним творческим связям с консерваторским камерным оркестром Nord-West Studium, руководимым Эдуардом Зондерегером. Участники нашего оркестра вместе со своим главой многократно воссоединялись с оркестрантами Sinfonietta Lentua на различных концертных площадках. И 18 июня в фестивальном выступлении  финского оркестра добрую половину участников составили те выпускники нашей консерватории, которые еще в годы учебы сотрудничали с финскими музыкантами. В таких альянсах оркестр с полным правом может именоваться  финско-русским.

Юкка-Пекка Куусела учился в московской Академии музыки имени Гнесиных в классе баяна профессора Фридриха Липса и занимался  с известным советским дирижером Юрием Симоновым. Успешно работая с различными творческими коллективами в странах Европы и Азии, поднимая не только симфонические программы, но и оперные постановки, являясь приглашенным дирижером камерного оркестра в Стокгольме, Куусела не порывает связей с Россией. Сейчас он возглавляет  Мурманский филармонический оркестр.

 

Прошедший концерт стал настоящим праздником танго. Из вводного слова Виктора Горина мы узнали, что в ХХ веке Финляндия стала одним из ведущих мировых центров этого танца. И оркестр Куусела в тандеме с замечательным финским квинтетом Tanguedia продемонстрировал высочайшее исполнительское мастерство и тонкое понимание стилистики жанра.

Авторским центром тяжести  программы концерта по вполне понятным причинам  стала музыка Астора Пьяццоллы. Выдающийся аргентинский композитор вдохнул в танго новую жизнь, существенно обогатил национальные традиции, создав tango nuevo, представляющее собой своеобразную смесь традиционных черт с элементами классики и  джаза. У него есть немало ярких запоминающихся  образцов нового стиля. Достаточно одного Libertango, чтобы имя автора навсегда осталось в истории музыки XX века.

В концерте прозвучало и его весьма оригинальное, и даже изысканное Сontrabajissimo, исполненное солистом,  контрабасистом квинтета Olli Rantala. Но в целом в опусах композитора и чрезвычайно много родственного, что при следовании произведений одного за другим создает некоторое ощущение однообразия. Возможно,  мое восприятие  субъективно, но таким мне показалось начало первого отделения, и только очень интересная авторская композиция пианиста квинтета Linka Kotaja под названием Lentuardo, ставшее мировой премьерой, всколыхнуло программу, далее с музыкой других композиторов она зазвучала более разнообразно.

Среди авторов исполнявшихся произведений одно принадлежит Фридриху Бруку. Это имя для карельской музыкальной культуры не чужое. В начале  шестидесятых годов он как молодой  специалист приехал в Петрозаводск, но проработал сравнительно недолго. Активно участвовал в творческой жизни города, создал немало произведений, но по разным причинам вынужден был уехать.  Теперь он успешно работает в Финляндии, завоевал широкую известность. Его пьеса «Тихие волны» прозвучала своеобразным приветом Карелии.

Аранжировка многих исполненных в концерте сочинений сделана Хенриком Сандасом, практически главной фигурой созданного в 2007 году квинтета. Кроме него и уже названных пианиста и контрабасиста участниками ансамбля являются скрипач Suvi  Kantola  и гитарист  Jani Kivela. Каждый музыкант квинтета мастерски владеет своим инструментом, нередко выступая в качестве солиста, но одновременно они составляют и уникальный ансамбль. Его быстро завоеванная известность в качестве достойных представителей исполнительского стиля танго nuovo вполне подтверждается современной практикой. Квинтет выступает в различных ипостасях, сотрудничает со многими певцами, танцовщиками и, конечно, с оркестром Sinfonietta Lentua под руководством  Jukka-Pekka Kuusela, чему мы и стали свидетелями.

Не будет преувеличением сказать, что душой ансамбля является бандонеонист Хенрик Сандас. Без этого инструмента трудно получить истинное представление о полноценном звучании аргентинского танца. А Сандас — музыкант высокого класса, в Финляндии он котируется как ведущий специалист танго nuevо, а известность его вышла далеко за пределы своей страны. Свободно владея исполнительской техникой, он с таким вдохновением и страстью отдается процессу игры, что скромный инструмент как будто увеличивается в размерах, издавая звук, подобный органному. Его эмоциональный заряд передавался всем участвующим в исполнении музыкантам, и рождавшаяся на сцене эмоциональная волна мощным потоком лилась в зал. Успех выступления в итоге оказался невероятным, к такому исполнению слушатели не могли оставаться равнодушно-спокойными, в зале долго не прекращались восторженные аплодисменты.

Долго с благодарностью мы будем вспоминать участников этого концерта, он оказался очень ярким финальным аккордом фестиваля.