Редко выставка побуждает к дискуссии, не напрямую связанной с ее содержанием. Но вот недавно Национальный музей пригласил за круглый стол дизайнеров, музейщиков, историков, архитекторов, журналистов, краеведов и предложил обсудить тему «Дизайн как средство музейной коммуникации».
А началась встреча с посещения открывшейся в феврале в музее выставки «Диалоги забытых вещей», автором которой является петербургский дизайнер Анастасия Дубровская. Она приняла участие и в дискуссии.
Если судить строго, то как таковой дискуссии, пожалуй, не получилось. И дело не в теме, просто за круглым музейным столом собрались в этот день люди, которые сами кого угодно убедят, какую значительную роль играют сегодня дизайнер и дизайн и в архитектуре, и в создании ландшафтов, в том числе и городских, и в промышленном проектировании. Меня по крайней мере они убедили. Как, кстати, и выставка. Хотя по содержанию экспозиции я бы сравнила ее с… ёлкой, которую соорудили герои популярнейшего мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
Напомню, когда герои решили нарядить ёлку, но у них не оказалось новогодних елочных игрушек, они вспомнили, что на чердаке старого дома валяется много ненужных вещей. Их и повесили на ветки. И получилась не просто красиво – ёлка выглядела просто фантастически. Как бы сегодня сказали, великолепный дизайнерский проект.
Почему возникла такая ассоциация с выставкой «Диалоги забытых вещей»? Каждый из предметов, просто выставленный в витрине, вряд ли привлек бы внимание, как, скажем, телефонный аппарат – основное средство в 50-70-х годах на заводах и фабриках: они стояли на проходных, в парткомах, в комнатках мастеров, в кабинетах директоров, в конструкторских бюро… Да и в квартирах тоже. Может, у кого-то до сих пор в кладовке хранится такой аппарат. Дизайнер вписала его в производство, сделав атрибутом и принадлежностью времени, а значит, экспонатом выставки. Посетители оценили не только этот объект, но и все другие – свидетельство тому десятки восторженных записей в книге отзывов.
Выставка посвящена советскому промышленному дизайну ХХ века. Поэтому для обсуждения вынесли вопросы, связанные с этой темой: промышленный дизайн в постиндустриальную эпоху, индустриальная архитектура, старые промышленные кварталы в городской среде, музеефицирование уходящих индустриальных эпох, сотрудничество музеев и частных коллекций и другие, аналогичные этим. Причем, теории было очень мало. Тема сегодня более чем актуальна – и для столицы Карелии, и для районных центров. На наших глазах разваливаются многие промышленные предприятия. Что делать с опустевшими производственными корпусами? С тем, что там находилось? Привезти бульдозер и экскаватор, а потом мусор вывезти на городскую свалку? Которая в данном случае может стать и свалкой истории? В лучшем случае поставить стелу с памятной надписью, что-то вроде: здесь в такие и такие годы был построен завод (фабрика), просуществовавший столько лет, усилиями горожан восстановленный после военной разрухи и почивший в бозе в таком-то году… Или, подумав, не всё отправить на свалку? Но кто возьмет ответственность за исторические здания?
Кстати, в Петрозаводске есть пример достойного использования таких зданий. Я имею в виду здание бывших производственных мастерских на площади Кирова, которое после реконструкции стало фондохранилищем музея-заповедника «Кижи». Реставраторы сохранили не только внешний вид здания, но и по возможности внутренние элементы старинной постройки. Но «Кижи» – федеральное учреждение культуры, на реставрацию были выделены деньги из центра. Ни Петрозаводску, ни республике это было бы не под силу.
Еще пример. Несколько лет назад в Петрозаводске открылся музей промышленной истории – на теперь уже бывшей территории Онежского тракторного завода, вокруг которого и появилась рабочая слобода – будущая столица Олонецкой губернии Петрозаводск. Музей отличный, хотя очень молод и пока не занял должное ему место в городе. В Национальном музее есть экспозиция, посвященная старейшему градообразующему предприятию Петрозаводска и его самому знаменитому директору Чарльзу Гаскойну. Но из-за отсутствия выставочных площадей Национальный музей не в состоянии развернуть многовековую и замечательную историю этого предприятия, с которым в той или иной степени связана жизнь представителей практически каждой семьи петрозаводчан. Да и вообще истории Карелии ХХ века, не одной промышленной, по этой же причине в Национальном музее сегодня практически нет. Это весьма отдаленное будущее, которое с каждым годом становится, увы, всё отдаленнее.
В Петрозаводске не так уж много старых зданий, их судьба не очень-то волнует город, судя по всему. Вспомним хотя бы сожженный Дом крестьянина, судьбу здания бывшей детской поликлиники, кинотеатра «Сампо». За борт отправляем целую эпоху нашей жизни, в том числе и промышленного развития.
Историко-культурную ценность каждого промышленного объекта в Петрозаводске и в Карелии еще предстоит оценить. Но уже сегодня ясно, что фабрика игрушек в Кондопоге, старая типография в поселке Калевала, здание первой электростанции в Петрозаводске могут стать столь же ценными и привлекательными для региона объектами, как и другие украшающие лица городов старинные здания. Это имиджевые проекты, которые важны и для города, и для республики.
О здании первой электростанции в столице Карелии, построенной в 1910 году, речь шла особо. Научный сотрудник Национального музея Михаил Данков и дизайнер, председатель Союза дизайнеров Карелии Георгий Иванов подготовили проект его реконструкции и создания там живого музея. Можно найти старинную турбину, запустить ее, она могла бы давать электроэнергию, скажем, для учреждений культуры на площади Кирова. С этой идеей ее авторы толкнулись к возможным спонсорам и… получили отказ. Проект, как и многие другие, отложили до лучших времен. Только когда они наступят, времена эти? Тучные 2000-е прошли без пользы.
Еще один пример. Участники круглого стола обратили внимание, что длительное время мэрия Петрозаводска не может продать здание старой городской водонапорной башни. Можно ожидать, что ее просто снесут, освободив место под еще один торговый центр. Но в некоторых городах России эти здания используют как музейные. Я не была в Костромском музее, но во Владимире замечательную экспозицию «Старый Владимир» запомнила хорошо. В бывшей водонапорной башне разместился музей городского быта (история рядом – в надвратных помещениях Золотых ворот). Его посещают ежегодно тысячи туристов, в том числе и путешествующие по Золотому кольцу.
Кстати, музей городского быта собирался создать, правда, не в водонапорной башне, а в историческом квартале Петрозаводска музей-заповедник «Кижи». Напомню, что в рамках проекта «Города у воды» была создана концепция развития старого квартала, создание там культурно-исторического центра города (за это высказалось большинство опрошенных в ходе маркетингового исследования петрозаводчан). Однако, есть очень большая опасность, что к тому времени, когда концепция станет хотя бы проектом, от исторического квартала останется кусочек не больше детской площадки во дворе высотки.
Разговор, состоявшийся за круглым столом в Национальном музее, вышел за рамки обсуждения роли дизайнера в создании музейных экспозиций, к чему, на первый взгляд, призывала выставка. Но это свидетельствует о том, что выставка, которая может нравиться или нет, достигла своей цели – побудила думать, спорить, размышлять. То есть к тому, для чего и ходят в музеи. Жаль, что круглый стол был достаточно узким.
Фото Национального музея РК и Валентины Чаженгиной
Выставка «Диалоги забытых вещей» открыта до 14 марта