Культура

Мариус Стравинский не прощается

{hsimage|Мариус Стравинский. Фото Карельской филармонии ||||} Весть о том, что главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Карельской государственной филармонии покидает Петрозаводск, потрясла не только его многочисленных поклонников. За пять лет Мариус Стравинский стал лицом нашего оркестра, с ним многие связывали будущее филармонии, и вдруг…
 
Наша беседа с Мариусом состоялась за три дня до его последнего в сезоне концерта, и речь шла не только о музыке.

 

 Почему вы расстаетесь с симфоническим оркестром Карельской филармонии? Вам поступили интересные предложения — говорят о Мариинском театре? Или причина в другом? 

   Когда я приехал в Карелию, речь шла о трехлетнем контракте, а прошло уже пять лет. Откуда-то взялся слух о Мариинском театре, хотя Гергиев в отставку не ушел! (улыбается)

После дебюта в Мариинском театре (21 февраля этого года в Мариинском театре Мариус с большим успехом, вызвав бурную овацию, дирижировал операми Игоря Стравинского «Мавра» и «Соловей». — Н.М.) мне сразу поступили интересные предложения. В сентябре буду выступать с Российским национальным оркестром Михаила Плетнева. Предстоят концерты в Америке, Германии, Японии. В сезоне 2012/2013 я буду сильно загружен,  для оркестра не лучший вариант видеть главного дирижера редко. Но время останется и на Карелию, остались обещания перед солистами. С Юлией Игониной сыграем концерт Джорджа Адамса, это будет премьера в России. Планирую выступления с Игорем Федоровым, виолончелистом Рустамом Комачковым.

Мы обсуждаем с руководством Карельской филармонии вариант, при котором я стану главным приглашенным дирижером, чтобы у оркестра не было стресса после ухода главного дирижера. 

 Предполагали ли вы в начале сезона, что он станет для вас последним в Карельской филармонии? 

  Если честно, я вел себя все годы как страус,  который прячет голову в песок. Думал остаться, не смотрел вперед, не загадывал. И в начале сезона еще ничего точно не решил для себя. 

 Почему тогда вас не было на традиционной пресс-конференции в начале сезона?

  Не забывайте, что я еще дирижирую лондонским королевским оркестром, и в этот раз даты совпали с моим концертом в Лондоне. Так что скандальной подоплеки не было. (Смеется) 

 Какие задачи вы перед собой ставили в начале работы в Петрозаводске? Что получилось и что нет?

 До моего появления у оркестра полтора года не было главного дирижера. Не чувствовалось в его игре душевной свободы, полёта, которых мне удалось добиться. Сначала было сложно работать, меня не устраивали отношение к музыке, отношения между оркестрантами. Моей художественной задачей стало обновление репертуара, я его значительно расширил. Теперь мы играем музыку от Рамо до современных композиторов. В каждой моей программе есть премьера — или в России, или в Карелии.

Приглашенные дирижеры, выступая с нашим оркестром, отмечают его плюсы: первое, что он быстрый, второе, что с ним очень приятно работать. Надеюсь, я помог в этом.

Некоторые вещи поначалу не получились. Всегда стоит задача улучшения звука, вкуса. Я всегда старался вложить душу в этот коллектив, оркестр значительно вырос за это время. 

 Вы исполняли с симфоническим оркестром музыку Beatles, давали концерты прямо в стенах университета. Вы будете продолжать эту практику и впредь, чтобы привлечь в филармонические залы молодых? Многие это критикуют, считая, что классическую музу низводят до уровня попсы…

  Я пришел в оркестр с желанием привлечь новую публику, с молодой энергетикой. Может быть, потому, что мне самому было тогда 27 лет. В наших программах звучали и Битлз, и Пинк Флойд. Не знаю, что у меня будет впереди, мне важно, чтобы на концерты приходили новые и новые люди.

Классическая музыка — это такая сказка… Мне жаль, что в западном мире всего 1-2 процента проявляют к ней интерес. Если те, кто не любит классику, придут к ней через Биттлз, их жизнь станет более насыщенной. Я не собираюсь удешевлять свой вкус, но нужно быть более открытым всему новому. 

 Вы не оговорились, когда сказали, что на Западе всего 1-2 процента интересуется классической музыкой?

 Нет, не оговорился. Если в Англии живут 50 миллионов, а на концерты приходят максимум 2 тысячи — так и есть.

 А в России?

   Думаю, еще меньше. В России свой отпечаток оставил коммунизм и в хорошем, и в плохом отношении. Сказались и последние 20 лет… Но есть у нас музыканты, которые пытаются удержать интерес к классической музыке.

Новый глава Карелии на пресс-конференции сказал, что в Карелии можно было бы проводить фестиваль, подобный фестивалю в Савонлинна…

 Прекрасно! Всё в наших руках. Карелия — сказочное место.

 Мариус, я всегда поражалась, когда видела, как вы идете из филармонии в вашу квартиру в старой хрущевке. Как после европейского лоска вы можете здесь  жить?

 Окружение на мой внутренний мир не влияет. Я себя спокойно чувствую в разных обстоятельствах. Это пришло ко мне со временем… Люди иногда за главное  принимают внешнее. В Карелии очень красиво, люди замечательные — мне здесь хорошо.

 Вы искренне говорите? Кстати, еще на вашей первой пресс-конференции в Петрозаводске чувствовалась ваша дипломатичность…

 Мне было тогда 27 лет, молодой был, но я верю во все, что говорю. Я откровенен. Дипломатичность моя  в том, что я не буду обижать людей ради каких-то целей. Люди могут быть очень счастливы где-нибудь  в неприглядном грязном месте в Индии и несчастливы в богатом Майами. Люди сами создают свой мир.

 Вы буддист?

 (Смеется) А что, похоже? Нет, я русский православный. Но мне кажется, приятнее жить с позитивным настроем. Не понимаю скандалов, хотя (вздыхает) стал более жестким с оркестром.

Вернемся к симфоническим программам. Михаил Плетнев вряд ли допустит, чтобы с его оркестром играли облегченную музыку, тех же Beatles…

— Российский национальный оркестр Михаила Плетнева входит в топ-20 оркестров мира, это такой тончайший инструмент…Там строго подходят к выбору солистов и дирижеров. Для меня огромная честь, что меня туда пригласили, доверили работать с музыкантами высочайшего уровня.

 Что будет в программе?

— Игорь Стравинский. Это концерт к его 130-летию.

 Как на вас вышли?

  Меня позвали после выступления в Мариинском театре, на концерте присутствовали агенты Российского национального оркестра. 

Карельская филармония находится в трудном финансовом положении это и отсутствие хорошего зала, и мизерные зарплаты музыкантов, и невозможность приобретать качественные инструменты. Вникали вы в эти проблемы или ставили перед собой только художественные задачи?

— В России принято, чтобы главный дирижер больше занимался артистическими вопросами. Но я должен был вникать во всё и решать проблемы самые разные. Мне важен оркестр, значит, и его бытовые дела. Я старался улучшить положение музыкантов, расширяя круг публики, делая все, чтобы оркестр находился в центре внимания. Было как минимум две поездки в сезон на гастроли в Европу, и это большое достижение для провинциального оркестра

Филармонии нужно новое здание, инструменты,  зарплаты необходимо повысить в 2-3 раза. При такой низкой зарплате, какая сейчас, оркестр играет за счет традиций, которые были заложены в 70-80-е годы. Нужна конкуренция за место в оркестре, которой сейчас нет.

Я всегда думал, что качество равно вкладываемым деньгам. Но наш оркестр — аномалия: мы играем лучше, чем нам платят. Я знаю российские оркестры, где зарплаты гораздо выше, но звучат они хуже нашего оркестра. Оркестр Карельской филармонии — один из лучших провинциальных оркестров России. 

Какую музыку петрозаводская публика, на ваш взгляд, еще не готова слушать?

— Публика в Петрозаводске ко всему готова. Правда, я не стал пугать ее некоторыми экспериментами, которые вначале хотел реализовать. Мы много играли музыку XX века, неизвестную музыку XIX века. Публика нам доверяет.

{hsimage|Мариус Стравинский и Борис Березовский. Фото Владимира Ларионова |right|||}

Какой концерт в Петрозаводске останется для вас незабываемым, вы о нем будете вспоминать?

— Хороший вопрос… Многие останутся в памяти. Всегда удовольствие играть с Борисом Андриановым. Замечательный концерт был недавно с Борисом Березовским, очень хорошо играл наш оркестр. 

Ваши пожелания симфоническому оркестру Карельской филармонии и петрозаводской публике?

Но мы не прощаемся! В следующем сезоне еще неоднократно встретимся.

{hsimage|Мариус и его Муза ||||}

Мариус, кому вы благодарны, что состоялись как музыкант?

— Я нашел музу в своей жене Марине Дэмченко, она меня вдохновляет. Она поменяла мое отношение к музыке и миру. Рекомендую всем молодым людям жениться, если вы еще не нашли себя.

Ваша жена музыкант?

Она в прошлом пианистка, но сейчас работает в мире моды.         

Она кутюрье или модель?

— Марина —  главный редактор первого русского журнала о моде Fashion Collection, который выходит в Москве и 27 городах России. Она этот проект создала.

Жена бывает на ваших концертах?

— Бывает. И в Петрозаводске была. 

Мариус Стравинский ждет публику на концерте 28 июня «Маэстро приглашает». С нашим оркестром выступят южнокорейская певица Юн Джонг Ванг и японский валторнист Ясуо Имасе. Мариус восхищается ими: «Ради этого концерта они проехали восемь тысяч километров!»

 

 

 

  • Юлия Свинцова

    Хорошие вести! Стали бы действиями.

  • Н. Мешкова

    Сегодня с Мариусом Стравинским встретился глава РК Александр Худилайнен. Цитирую официальный пресс-релиз:
    «По словам Мариуса, сегодня оркестр очень сильный, и может завоевать и покорить публику всех Северных стран. Но для этого необходимо решение ряда вопросов: повышение зарплаты музыкантам, новая площадка для выступлений, новые инструменты. Необходимо также привлекать в коллектив свежие творческие силы.
    Глава Карелии заверил дирижера, что без внимания оркестр не останется.
    — Я надеюсь, что экономическое состояние Карелии будет улучшаться. А если будет экономическое благополучие, то финансирование отраслей, в том числе культуры, увеличится, — сказал Александр Худилайнен.
    По мнению Александра Худилайнена, с участием Симфонического оркестра надо проводить, например, массовые мероприятия и фестивали.
    — Можно было бы организовывать фестиваль, подобный оперному фестивалю в Савонлинна, или что-то подобное фестивалю симфонической музыки «Ночь музыки в Гатчине». Надо придумать свою изюминку в Карелии, — сказал Глава Республики.
    Министру культуры Александр Худилайнен поручил подготовить предложения, касающиеся работы и развития Симфонического оркестра.
    А Мариусу Стравинскому предложено стать главным приглашенным дирижером оркестра».

  • Елена

    Наталья, какой чудесный репортаж, спасибо!
    И немного грустно: совсем-то прощаться не хочется… И как приятно и радостно было наблюдать за его работой, иногда участвовать с репетициях с оркестром и хором в составе приглашенного хора. И многие наши девочки будут расстроены уходом такого обаятельного профессионального дирижера :)

  • Юрий Сидоров

    Хотелось бы услышать Мариуса Стравинского в нашей петербургской филармонии. До нас же ближе, чем до Москвы. Приезжайте, Мариус, договаривайтесь с нашими руководителями. Всего Вам доброго.

  • Регина

    Есть злобствующие люди, которым и Березовский плох, и Стравинский не устраивает. Лучшее доказательство любви публики к Мариусу — это бурная реакция на его отъезд, к счастью, все же не окончательный.
    Мариус, ждем встречи с вами в новом сезоне!

  • Ольга

    «До моего появления у оркестра полтора года не было главного дирижера. Не чувствовалось в его игре душевной свободы, полёта, которых мне удалось добиться. Сначала было сложно работать, меня не устраивали отношение к музыке, отношения между оркестрантами. Моей художественной задачей стало обновление репертуара, я его значительно расширил. Теперь мы играем музыку от Рамо до современных композиторов. В каждой моей программе есть премьера — или в России, или в Карелии. » — очень смешно :-)
    И, главное, сам ведь в это верит!

  • Мария Цветкова

    Талантливый дирижер, хороший человек… Спасибо за музыку. Желаем новых творческих вершин. И ждем новых встреч!