— Почему вы расстаетесь с симфоническим оркестром Карельской филармонии? Вам поступили интересные предложения, говорят даже о Мариинском театре? Или причина в другом?
— Когда я приехал в Карелию, речь шла о трехлетнем контракте, а прошло уже пять лет. Откуда-то взялся слух о Мариинском театре, хотя Гергиев в отставку не ушел! (Улыбается)
После дебюта в Мариинском театре (21 февраля этого года в Мариинском театре Мариус с большим успехом, вызвав бурную овацию, дирижировал операми Игоря Стравинского «Мавра» и «Соловей». — Н.М.) мне сразу поступили интересные предложения. В сентябре буду выступать с Российским национальным оркестром Михаила Плетнева. Предстоят концерты в Америке, Германии, Японии. В сезоне 2012/2013 я буду сильно загружен, для оркестра не лучший вариант видеть главного дирижера редко. Но время останется и на Карелию, остались обещания перед солистами. С Юлией Игониной сыграем концерт Джорджа Адамса, это будет премьера в России. Планирую выступления с Игорем Федоровым, виолончелистом Рустамом Комачковым.
Мы обсуждаем с руководством Карельской филармонии вариант, при котором я стану главным приглашенным дирижером, чтобы у оркестра не было стресса после ухода главного дирижера.
— Предполагали ли вы в начале сезона, что он станет для вас последним в Карельской филармонии?
— Если честно, я вел себя все годы как страус, который прячет голову в песок. Думал остаться, не смотрел вперед, не загадывал. И в начале сезона еще ничего точно не решил для себя.
— Почему тогда вас не было на традиционной пресс-конференции в начале сезона?
— Не забывайте, что я еще дирижирую Лондонским королевским оркестром, и в этот раз даты совпали с моим концертом в Лондоне. Так что скандальной подоплеки не было. (Смеется)
— Какие задачи вы перед собой ставили в начале работы в Петрозаводске? Что получилось и что нет?
— До моего появления у оркестра полтора года не было главного дирижера. Не чувствовалось в его игре душевной свободы, полёта, которых мне удалось добиться. Сначала было сложно работать, меня не устраивали отношение к музыке, взаимоотношения между оркестрантами. Моей художественной задачей стало обновление репертуара, я его значительно расширил.Теперь мы играем музыку от Рамо до современных композиторов. В каждой моей программе есть премьера — или в России, или в Карелии.
Приглашенные дирижеры, выступая с нашим оркестром, отмечают его плюсы: первое, что он быстрый, второе, что с ним очень приятно работать. Надеюсь, я помог в этом.
Некоторые вещи поначалу не получились. Всегда стоит задача улучшения звука, вкуса. Я старался вложить душу в этот коллектив, оркестр значительно вырос за это время.
— Вы исполняли с симфоническим оркестром музыку Beatles, давали концерты прямо в стенах университета. Будете продолжать эту практику и впредь, чтобы привлечь в филармонические залы молодых? Многие это критикуют, считая, что классическую музу низводят до уровня попсы…
— Я пришел в оркестр с желанием привлечь новую публику, с молодой энергетикой. Может быть, потому, что мне самому было тогда 27 лет. В наших программах звучали и Битлз, и Пинк Флойд. Не знаю, что у меня будет впереди, мне важно, чтобы на концерты приходили новые и новые люди.
Классическая музыка — это такая сказка… Мне жаль, что в западном мире всего 1-2 процента проявляют к ней интерес. Если те, кто не любит классику, придут к ней через Биттлз, их жизнь станет более насыщенной. Я не собираюсь удешевлять свой вкус, но нужно быть более открытым всему новому.
—Вы не оговорились, когда сказали, что на Западе всего 1-2 процента интересуется классической музыкой?
— Нет, не оговорился. Если в Англии живут 50 миллионов, а на концерты приходят максимум 2 тысячи — так и есть.
— А в России?
— Думаю, еще меньше. В России свой отпечаток оставил коммунизм — и в хорошем, и в плохом отношении. Сказались и последние 20 лет… Но есть у нас музыканты, которые пытаются удержать интерес к классической музыке.
— Новый глава Карелии на пресс-конференции сказал, что в Карелии можно было бы проводить фестиваль, подобный фестивалю в Савонлинна…
— Прекрасно! Всё в наших руках. Карелия — сказочное место.
— Мариус, я всегда поражалась, когда видела, как вы идете из филармонии в вашу квартиру в старой хрущевке. Как после европейского лоска вы можете здесь жить?
— Окружение на мой внутренний мир не влияет. Я себя спокойно чувствую в разных обстоятельствах. Это пришло ко мне со временем… Люди иногда за главное принимают внешнее. В Карелии очень красиво, люди замечательные — мне здесь хорошо.
— Вы искренне говорите? Еще на вашей первой пресс-конференции в Петрозаводске чувствовалась ваша дипломатичность…
— Мне было тогда 27 лет, молодой был, но я верю во все, что говорю. Я откровенен. Дипломатичность моя в том, что я не буду обижать людей ради каких-то целей. Люди могут быть очень счастливы где-нибудь в неприглядном грязном месте в Индии и несчастливы в богатом Майами. Люди сами создают свой мир.
— Вы буддист?
— (Смеется) А что, похоже? Нет, я русский православный. Но мне кажется, приятнее жить с позитивным настроем. Не понимаю скандалов, хотя (вздыхает) стал более жестким с оркестром.
— Вернемся к симфоническим программам. Михаил Плетнев вряд ли допустит, чтобы с его оркестром играли облегченную музыку, тех же Beatles...
— Российский национальный оркестр Михаила Плетнева входит в топ-20 оркестров мира, это такой тончайший инструмент… Там строго подходят к выбору солистов и дирижеров. Для меня огромная честь, что меня туда пригласили, доверили работать с музыкантами высочайшего уровня.
— Что будет в программе?
— Игорь Стравинский. Это концерт к его 130-летию.
— Как на вас вышли?
— Меня позвали после выступления в Мариинском театре, на концерте присутствовали агенты Российского национального оркестра.
— Карельская филармония находится в трудном финансовом положении — это и отсутствие хорошего зала, и мизерные зарплаты музыкантов, и невозможность приобретать качественные инструменты. Вникали вы в эти проблемы или ставили перед собой только художественные задачи?
— В России принято, чтобы главный дирижер больше занимался артистическими вопросами. Но я должен был вникать во всё и решать проблемы самые разные. Мне важен оркестр, значит, и его бытовые дела. Я старался улучшить положение музыкантов, расширяя круг публики, делая все, чтобы оркестр находился в центре внимания. Было как минимум две поездки в сезон на гастроли в Европу, и это большое достижение для провинциального оркестра
Филармонии нужно новое здание, инструменты, зарплаты необходимо повысить в два-три раза. При такой низкой зарплате, какая сейчас, оркестр играет за счет традиций, которые были заложены в 70-80-е годы. Нужна конкуренция за место в оркестре, которой сейчас нет.
Я всегда думал, что качество равно вкладываемым деньгам. Но наш оркестр — аномалия: мы играем лучше, чем нам платят. Я знаю российские оркестры, где зарплаты гораздо выше, но звучат они хуже нашего оркестра. Оркестр Карельской филармонии — один из лучших провинциальных оркестров России.
— Какую музыку петрозаводская публика, на ваш взгляд, еще не готова слушать?
— Публика в Петрозаводске ко всему готова. Правда, я не стал пугать ее некоторыми экспериментами, которые вначале хотел реализовать. Мы много играли музыку XX века, неизвестную музыку XIX века. Публика нам доверяет.
— Какой концерт в Петрозаводске останется для вас незабываемым, вы о нем будете вспоминать?
— Хороший вопрос… Многие останутся в памяти. Всегда удовольствие играть с Борисом Андриановым. Замечательный концерт был недавно с Борисом Березовским, очень хорошо играл наш оркестр.
— Ваши пожелания симфоническому оркестру Карельской филармонии и петрозаводской публике?
— Но мы не прощаемся! В следующем сезоне еще неоднократно встретимся.
Мариус Стравинский ждет публику на концерте 28 июня «Маэстро приглашает». С нашим оркестром выступят южнокорейская певица Юн Джонг Ванг и японский валторнист Ясуо Имасе. Мариус восхищается ими: «Ради этого концерта они проехали восемь тысяч километров!»