Культура

Если не сейчас, то когда?

В антракте

Послесловие к фестивалю камерных спектаклей «Ламбушка» руководителя проекта Дмитрия Цвибеля.

В Петрозаводске состоялся VI международный театральный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка». Хочется надеяться, что он станет отправной точкой продолжения традиции, утерянной за прошедшие с последнего фестиваля семь лет. Эти семь лет «молчания» не могли не сказаться на количестве заявок и, как результат этого, на отборе спектаклей. Но в конце концов фестиваль – это возможность собраться на одном поле коллективам с разными традициями, разных направлений, разных возможностей и амбиций. И в этом смысле репертуар фестиваля отвечал этим требованиям: театры из Штутгарта и Костромы, Санкт-Петербурга и Белграда, Мытищ и Мичуринска, Варкауса, Ижевска и Петрозаводска представили свои спектакли.

По условиям фестиваля количество артистов, занятых в спектакле, могло быть не более пяти и не менее двух – это достаточно формальное определение их камерности. Для понятия «камерного спектакля» требуется много слов, а это значит, что определение условно, и каждый определяет его, исходя из своего опыта. (Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, например, ставил оперу «Нос» Дмитрия Шостаковича, в которой более пятидесяти действующих лиц и большой состав оркестра.)

При подготовке фестиваля оргкомитетом была подана заявка в Министерство культуры России для участия в Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2016 гг.)» на 2012 год с бюджетом в 1 855 000 рублей, из которых 600 тысяч обязалось предоставить Министерство культуры Карелии. Она не получила поддержки, причем объявлено об этом было только в апреле, когда, по условиям фестиваля, уже должен был закончиться прием заявок на участие в нем.

Казалось, на этом можно было поставить точку. Но благодаря настойчивости и целеустремленности министра культуры Карелии Елены Богдановой и директора Национального театра Ирины Шумской, фестиваль смог состояться, хотя были большие сомнения, и многие (в том числе и я) предлагали перенести его до лучших времен. Но ждать лучших времен – это значит, никогда ничего не сделать. Как сказал еврейский мудрец Гилель (I в. н. э.): «Если не сейчас, то когда?»  Конечно, в связи с изменившимися финансовыми возможностями многие положения программы фестиваля пришлось пересмотреть и изменить, включая и количество приглашенных участников.

Елена Горфункель, председатель жюри, Санкт-Петербург

Жюри фестиваля было сформировано из членов секции театральных критиков СТД Республики Карелия. В него вошли: Наталья Гальцина, Юлия Генделева, Анна Гриневич, Наталья Крылова, Наталья Саханова, Борис Гущин, Дмитрий Свинцов. Возглавила жюри Елена Горфункель – известный российский театральный критик из Санкт-Петербурга.

Это первый подобный опыт, когда все жюри (кроме председателя) состояло из местных кадров, и опыт оказался весьма успешным! Приятно было осознавать, что в Петрозаводске выросло новое поколение высокопрофессиональных театральных критиков. Каждый день в Доме актера проводился разбор спектаклей, прошедших накануне, на который могли прийти все желающие. Еще одно нововведение: обсуждения проводились за общим столом за чашкой кофе, что делало их доверительными, хотя не менее требовательными и даже острыми. Это хорошая школа для всех, так как на эти обсуждения приходили не только те, чьи спектакли обсуждались, и каждый мог сравнить свои ощущения от просмотренного с мнением взыскательной критики.

Но самое главное на фестивале – это атмосфера творческого общения, дискуссий, споров, разговоров о театре, рождение новых идей. И это удалось, в чем, безусловно, большая заслуга и устроителей, и участников фестиваля. Для каждого фестиваль имел свой смысл: для одних – это возможность попробовать свои силы, для других – увидеть, как работают коллеги, для третьих – встретиться с друзьями и вспомнить былое, для четвертых – завести новые знакомства…

Для менеджера театра «Круг» из Санкт-Петербурга Петрозаводск – это город, в котором училась ее мама. Валерий Израэльсон, артист петрозаводского театра Ad LIBERUM, встретил артистку Мичуринского театра Викторию Дзидзан – когда-то они работали вместе в театре в Абакане. Артисты Мытищинского театра «ФЭСТ» тепло встретились с давними друзьями из театра «Творческая мастерская». Для себя я открыл музыку Джулии Кент, услышав ее в спектакле «Ведьма», показанном молодыми артистами Студии при Русском драматическом театре Удмуртии (Ижевск).

Мичуринские яблоки

К моменту окончания фестиваля многие уже знали друг друга, и атмосфера в зале Театра кукол на церемонии закрытия была по-домашнему теплая и искренняя. Каждому театру были вручены дипломы участника, диски с фотографиями всех спектаклей и небольшие сувениры. И еще по стакану клюквы – дара земли карельской: может быть, это станет традицией «Ламбушки»? А когда зал запел песню «Карелия» Александра Колкера и Кима Рыжова, сердце как-то сладостно заныло…

Председатель жюри Елена Горфункель назвала пять лучших, по мнению жюри, спектаклей «Ламбушки»: «Золотое озеро» («Kultalampi») Городского театра Варкауса (Финляндия), «Я и ты» («Me and You») Театра БИТЕФ (Белград, Сербия), «Фантазии Фарятьева» Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ», «Королева Красоты» Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) и «Фрёкен Жюли v3.0» Национального театра Республики Карелия (Петрозаводск).

Спектакли проходили в полных залах

Если бы предложили назвать пять лучших спектаклей зрителю, просмотревшему все спектакли, список, наверняка, был бы другим. Это естественно, ведь каждый человек – это особый мир с только ему свойственным восприятием действительности и понятиями хорошего и плохого. И если из двенадцати показанных спектаклей можно назвать пять лучших, то фестиваль с полным основанием можно считать удачным. Правда, я посетовал Елене Горфункель, что на фестивале не оказалось спектакля о светлой, возвышенной и чистой любви. И совершенно неожиданно этот пробел был восполнен необычным образом.

Настало время прощаться, и участники фестиваля рассаживались по своим автобусам, отвозившим кого на вокзал, кого прямо в свой город. В автобусе Ижевского театра недосчитались артиста. Его нашли за автобусом, страстно целующимся с девушкой из театра Костромы. Их едва оторвали друг от друга. Девушка рыдала, не стесняясь своих слез, прижимая к груди мишку, очевидно подаренного молодым человеком…

Трудно сказать, как сложатся их дальнейшие отношения, но можно с большой долей уверенности предположить, что у этих молодых людей на всю жизнь останутся светлые воспоминания о вспыхнувшей между ними любви, и связано это будет с Петрозаводском, с фестивалем «Ламбушка»! Даже только ради этого стоило его проводить.

VI международный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка» в Петрозаводске состоялся!

Фото автора

 

  • Людмила Подольская

    Не может быть никаких сомнений: «Ламбушке» быть! Билетов было не достать, приходила публика не только своя, театральная, а неофиты. По моим наблюдениям, некоторым понравились даже те спектакли, которые критиками были дружно обруганы. Эти неофиты благодаря следующим фестивалям научатся разбираться в театре, будут отличать плохое от хорошее. Воспитание вкуса — в этом тоже смысл фестивалей, как театральных, так и музыкальных.