Фестиваль длился ровно месяц и завершался 12 июня концертным исполнением «Тоски». Вновь полный зал, овации – и эффектный залп конфетти с балкона в партер как материализация восторга публики. Страстная музыка Пуччини, первоклассные вокалисты-импровизаторы, вдохновенная игра нашего Симфонического оркестра под управлением Мариуса Стравинского, да еще и день выдался, как по заказу, солнечный!
А накануне… Погода пасмурная, с такими же, очевидно, лицами сидели мы, журналисты, в ожидании начала пресс-конференции. Сияла только корреспондент ТВ. Михаил Вишняк, исполнитель партии Каварадосси, заметил:
– Единственная девушка, которая улыбается в этом городе.
– Погода влияет, – попытались оправдаться журналисты.
– А на нас не влияет, – парировал тенор из Мариинки, преподав нам урок профессионального отношения к делу.
После труднейшей репетиции солисты без всяких звездных капризов общались с прессой, подробно ответили на все вопросы. Виктор Черноморцев, обладатель редкого по красоте баритона, еще и одарил каждого из нас диском со своими записями.
Гости, отвечая на вопрос, поделились своим мнением о сегодняшнем оперном театре. Высокие ноты — не главное, недостаточно голосом выражать эмоции, певец должен быть актером. Актерское мастерство в оперу привнесла, по мнению Маквалы Касрашвили, Мария Каллас.
Певцы не просто отвечали на вопросы – они размышляли о том, что сегодня происходит с культурой. Сожалели, что ее как в резервацию загнали на один телеканал, что исчезли радиотрансляции оперных спектаклей. Кстати, благодаря им в юности Маквала Касрашвили полюбила оперу. Вячеслав Луханин сетовал, что в оперных театрах крайне редко теперь показывают утренние спектакли для детей: один раз в месяц, а еще лет пять назад во время каникул они шли ежедневно. Тот факт, что Диму Билана принял президент, вызвал у всех наших гостей шок. Общее мнение выразил Черноморцев. Обычно добродушный, тут он не выдержал:
– Попса всех достала!
При этом звезды оперы отнюдь не консерваторы. Маквала Касрашвили приняла новое прочтение «Евгения Онегина» в Большом: «Когда талантливо, это убеждает». А вот к «Кармен» английского режиссера отнеслась скептически: «Такой спектакль могли бы поставить в каком-нибудь клубе. Финал – как «Чрезвычайное происшествие» на ТВ – море крови».
Возвращаясь к «Тоске», Виктор Черноморцев и Маквала Касрашвили похвалили наш оркестр за оперное звучание, Мариуса Стравинского – «толковый дирижер». Понравился хор Петрозаводской консерватории: «Просто молодцы! Настоящие профессионалы!» Гости назвали фестиваль «Белые ночи Карелии» неординарным событием, отметили смелость руководителей Карельской государственной филармонии Александра Коктомова и Виктора Горина. И пообещали на следующий день устроить петрозаводчанам настоящий праздник музыки.
Слово свое именитые гости сдержали. Их потрясающе красивые и сильные голоса, эмоциональность актерской игры не могли не найти отклик у нашей по-северному сдержанной публики. Когда отзвучала последняя нота, возникло фантастическое чувство полета. Еще долго не хотелось думать о чем-то обыденном, суетном. А вечер был тихим и ясным…
Фото Владимира Ларионова