Культура

Краски «Осенней лиры»

Фото Натальи Мешковой
Концерт Рувима Островского

Впечатления о первых двух концертах традиционного осеннего фестиваля Карельской филармонии.

Международный музыкальный фестиваль «Осенняя лира» в очередной раз заиграл своими красками. Не замахиваясь на всю программу фестиваля, поделюсь впечатлениями о первых двух концертах. Они очень разные, но оба доставили настоящее удовольствие.

Первый прошел под броским заголовком «Поколение звезд», который несколько насторожил. Не знаю, кто его автор,  идеолог проекта  виолончелист Борис Андрианов или филармония предложила свою редакцию, но уж слишком легко у нас все выходящие на концертную эстраду по определению означаются звездами, далеко не всегда имея на это право. Слово это давно обесценилось усилиями современных эстрадных шоу и потеряло свою истинную значимость. В содружестве молодых музыкантов, которых представил виолончелист, звездой можно назвать только его самого. Пока. Возможно, я ошибаюсь, время нас рассудит. Не исключено, что со временем они дорастут до соответствующего уровня, рассчитывать на это частично позволяет услышанное в концерте.

Все участники представленной группы – лауреаты международных конкурсов: пианист Вадим Холоденко, гобоист Дмитрий Булгаков, альтист Александр Митинский и скрипачка Алина Масленникова, все по-своему талантливы. По признанию Бориса Андрианова их соединяют дружеские отношения, которых, однако, при безусловной важности для взаимопонимания недостаточно для успешной исполнительской деятельности. Мера музыкальной одаренности, необходимое в ансамбле умение слышать партнера, направить   собственное «я» на единение в процессе творения музыки с коллегами, – вот высшая цель,  а она достигалась не всегда.

Фото с сайта petrozavodsk.rfn.ru

О пианисте Вадиме Холоденко, которого в живом исполнении слышать не доводилось, дошли до меня весьма похвальные отзывы. Но, к сожалению, не во всем они оправдали себя. В сольных   номерах он с успехом демонстрировал весьма добротный пианизм, соединявший все необходимые качества солиста: индивидуальную музыкальность, оригинальность трактовки пьес, творческую свободу, артистизм. Он познакомил слушателей с очень интересным сочинением современного композитора А. Курбатова – Прелюдией для левой руки. Произведения, написанные для исполнения только одной рукой на рояле,  создаются композиторами нечасто. Авторская задача, как правило, заключается в том, чтобы рождающаяся фактура создавала иллюзию работы обеих рук пианиста. Холоденко вслед за автором мастерски продемонстрировал это.  

Иная ситуация порой складывалась в его ансамблях с другими музыкантами, где рояль не всегда соответствовал роли партнера и своей звучностью перекрывал возможности гобоя или альта. А между тем исполнители на этих инструментах – Дмитрий Булгаков и Александр Митинский  – убедительно продемонстрировали свою исполнительскую незаурядность. Гобоист импонировал и извлекаемой из инструмента звуковой палитрой, и виртуозностью, а в игре Александра Митинского очень привлекала романтическая тонкость подачи звука. Скрипачка Алина Масленникова показала себя крепким, уверенным партнером, гибко вписывающимся в любое ансамблевое сочетание.

 

Борис Андрианов, возглавляющий сложившееся содружество – виолончелист, с блестящими возможностями которого мы познакомились в 2008 году, когда он оказался «палочкой-выручалочкой» в программе, где был заявлен другой музыкант, но тот приехать не смог. Тогда Андрианов блестяще солировал в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот». Напомню, что незадолго до этого он стал первым российским лауреатом конкурса М. Ростроповича в Париже, а в следующем году стал организатором первого в истории нашей страны фестиваля виолончельного искусства «Посвящается Мстиславу Ростроповичу».

Сейчас Андрианов один из самых востребованных виолончелистов России, его гастрольный график очень насыщен. Но это не мешает ему создавать новые проекты и чувствуется, что ансамблевое музицирование доставляет ему истинную радость. Красивый, насыщенный звук его инструмента обращает на себя внимание в любом сочетании. Он явный лидер. Властный и завораживающий тембр его виолончели определяет общий многокрасочный ансамблевый союз.  Не все прозвучавшие в программе произведения создавались непосредственно для тех вариантов ансамблевых сочетаний, которые донесли до слушателей музыканты. Тембровое обновление в основном взял на себя виолончелист.

В заключение несколько слов о программе. Она очень хороша разумным сочетанием старого и нового, простого и сложного. Музыка Г. Ф. Телемана и Д. Шостаковича, Ф. Шопена и А. Пьяццоллы, Ф. Пуленка и А. Курбатова – этот, казалось бы, стилистически пестрый букет оказался весьма привлекательным для слушателей с разной степенью готовности к музыкальным неожиданностям.

 

Героем второго концерта стал заслуженный деятель искусств Карелии Рувим Островский – пианист, которого всегда готова слушать наша филармоническая аудитория. Уже немало лет он преподает в Московской консерватории, лишь изредка наезжая в Петрозаводск с концертами, но память о его многогранной деятельности на ниве музыкального просветительства свято хранится в душе тех, кто слышал его. Он представал перед слушателями не только как пианист божьей милостью, но и как музыковед, неустанно обращавшийся к ним с предваряющим словом непосредственно перед концертами, раскрывая тайны музыкального мироздания, давая информацию, которую не всегда можно почерпнуть в специальной литературе. Репертуар Островского огромен и  многогранен, но, может быть, одна из главных постоянно действующих тенденций его исполнительского творчества – выбор произведений, не часто присутствующих в репертуаре  большинства пианистов.

Рувим Островский на сцене Карельской филармонии. Фото Натальи Мешковой

В программу последнего концерта вошли три сонаты Бетховена опус 10 (№№ 5, 6 и 7), прозвучавшие в первом отделении, и два сочинения Роберта Шумана – «Бабочки» и «Карнавал» (второе отделение), причем Шестую бетховенскую сонату и циклы Шумана  он в своей исполнительской практике играл  впервые.

Звучала музыка Германии двух эпох – классицизма и романтизма. Приятно отметить, что программа оказалась созвучной одновременно проходившей на канале «Культура» неделе искусства  Германии.

Три прозвучавшие сонаты Бетховена – относительно ранние произведения композитора. Однако на их примере уже ясно слышна индивидуальность гения, властная мощь пианизма которого заявила о себе так убедительно, что безмятежные венцы, пережив испуг от непривычной манеры молодого музыканта, в итоге покорились его магнетическому воздействию. Показательно и то, что в этом искусстве революционного классицизма уже присутствуют элементы позднего Бетховена с его романтическими прозрениями.

Именно таким предстал композитор в трактовке Рувима Островского. Многое в его интерпретации оказалось необычным, особенно предложенная драматургия контрастов. Но, как представляется, она неслучайна, напротив, тщательно продумана и тонко разработана. Возможно, это связано с пытливым изучением авторского текста, что неизменно сопутствует работе пианиста, главное  – музыкант пребывает в постоянном поиске.

Неизменной константой  его исполнительства  остается ярчайшая лирика. Эта образная сфера с годами углубляется настолько, что порой кажется невозможной. Ни одна лирическая страница музыки не оказывается проходной, все важно, все бесценно. Поистине гениально прозвучала медленная часть Седьмой сонаты Largo e misto. Здесь слова совершенно бессильны…

Исполнение Островским «Бабочек» и «Карнавала» Шумана можно определить как эталонное. Загадочная фантазийность немецкого романтика, обилие самых разных образов, то причудливых, то поэтически-пленительных, то гротесковых, вся заложенная в сюжеты циклов таинственность, а порой и мистичность, обретает  естественную живую процессуальность, завершаясь грандиозным триумфальным маршем созданного воображением композитора «Давидова братства», выступающего против всего косного, отжившего, мешающего неудержимому порыву к прекрасному.