Культура

«Не поняла. Но не забуду!»

В Городском выставочном зале открылась фотовыставка  «Кнопка и модернизм» одного из лидеров современной российской фотографии, фотохудожника из Санкт-Петербурга Андрея Чежина.

Посвящение Р. Магритт

Петрозаводск – город явно фотографический. Пожалуй, он мало фотогеничен,  но людей с камерой можно встретить на каждом углу. Теперь у нас в Петрозаводске есть своя студия, фотографическая  школа.  Все чаще к нам стали привозить  интересные выставки. Вот и на этот раз Городской зал порадовал любителей фотоискусства новой весьма оригинальной выставкой Андрея Чежина. Фотохудожник уже показывал в музее ИЗО РК года два назад свою серию снимков  «Невская купель», посвященную Петербургу. На снимках северная столица выглядит затопленной вышедшей из берегов рекой.

Посвящение М. Шагалу

Андрей Чежин  чрезвычайно плодовит на фантазии и к тому же  большой труженик: количество его персональных выставок поражает – их не менее 60-ти.  Его работы представлены в самых крутых музеях мира, уже хотя бы поэтому стоит сходить на выставку и посмотреть произведения нашего соотечественника. На этот раз он привез в Петрозаводск свою уникальную серию снимков под названием «Кнопка и модернизм». Этот проект – сплошной эксперимент, и весьма трудоемкий: вы убедитесь в этом сами, когда прочитаете аннотации, данные художником под каждым снимком. Если вы думаете, что этот новый для нас (судя по всему, впервые он был представлен в Петербурге в 2001 году) проект Чежина что-то слишком формальное и скучное – напрасно!  Одна дама в книге отзывов так и написала: «Не поняла. Но не забуду! – и продолжила – Умно! Неповторимо! Талантливо! Восторг!»

Посвящение К. Петрову-Водкину

Проект и в самом деле потрясающий. Художник шаг за шагом как бы исследует творчество модернистов, посвящая то одному, то другому гению свои собственные работы и приглашая зрителя к своеобразной игре, в которой есть место знанию, умению, иронии, фантазии. Если вы не сильны в истории модернизма – не страшно! Под каждым снимком вы сможете прочесть, кому посвящена работа, какие задачи ставил перед собой фотограф, причем подсказки эти без всякого занудства и даже с юмором. А после просмотра экспозиции вас потянет заглянуть в книжку или энциклопедию, чтобы узнать, кому же было посвящение. А потом можно еще разок заглянуть в зал  и вот вы совершенно подкованы, более того, теперь вы уже можете взглянуть на  фотографии Андрея Чежина совсем с другой стороны и по достоинству оценить его колоссальные усилия. 

Посвящение А. Матиссу

В центре – Андрей Чежин

Вряд ли выставка произведет впечатление, если у вас в запасе пятнадцать минут на все про все. Здесь нужно время, чтобы все внимательно рассмотреть и проникнуть в замысел автора. Понаблюдать, как пресловутая кнопка путешествует от фотографии к фотографии. И каждый раз фотограф находит для нее нужное место, где она, как главная героиня, играет свою роль с присущей ей формальной грацией и блеском. А фоном для нее служат разнообразные ситуации, подсказанные то известным бельгийцем  Рене Магриттом, то русскими художниками Василием Кандинским и  Петровым-Водкиным, а то чешским фотографом Иойзефом Судеком. Список посвящений весьма значителен – в экспозиции сто одно произведение! А в целом проблематику этой выставки, как пишут галерейщики и знатоки всего современного,  «можно определить так: «искусство про искусство»  по аналогии с бытовавшей когда-то формулой «искусство для искусства».

Фото автора