Культура

О времени и чувствах

Евгений Михайлов в Большом зале Петрозаводской консерватории. 16 апреля 2016 года. Фото Валентины Чаженгиной

Пианист Евгений Михайлов уже не раз поражал нас грандиозностью звучания инструмента, извлекая из него почти невозможное.

День открытия фестиваля «Белые ночи Карелии» всегда ожидаем и радостен, как и само величественное явление природы, озаряющее светом нашу не избалованную солнцем северную землю. В этом году ожидание усилилось: на афише, извещающей о первом концерте, значилось имя заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана, профессора Казанской консерватории Евгения Михайлова.

Мы полюбили этого выдающегося пианиста с первой встречи. И каждый раз, приезжая в Карелию, каждой программой Михайлов подтверждал и умножал испытанные впечатления. И где он ни выступает, в нашей стране или за границей –  от Польши до Гонконга и обеих Америк – везде его ожидает большой успех. Богатство стилей и композиторских имен, представляемых в его программах, покоряющий масштабностью и одновременно тонкой исполнительской нюансировкой пианизм, –  во всем этом предстает крупная творческая личность с неповторимой индивидуальностью. Потрясающим оказался и вечер 16 апреля в Большом зале Петрозаводской консерватории.

Слушателям были предложены четыре миниатюры Франсуа Куперена, сюита Мориса Равеля «Гробница Куперена», Седьмая соната Сергея Прокофьева и «Фантазия До мажор» Роберта Шумана. Не обошлось и без серьезного биса.

При, казалось бы, изначальной разности исполненных сочинений их объединяет глубинная тема, которая далеко не всегда очевидна слушателям. Эту мысль пианист подчеркнул в своем вербальном комментарии, которым сопровождал исполнение. Кстати, это в наших концертах он делал впервые. Его высказывания не были излишне пространными, довольно кратко, но точно он пояснял важные с его точки зрения детали, связанные с замыслом и характером сочинений.

В характеристике Куперена (1668 — 1733), художника эпохи барокко, еще современниками прозванного Великим, он подчеркнул психологичность, которую чувствуют не все исполнители его  музыки. И действительно, даже в такой вроде бы чисто пейзажной зарисовке, как «Тростники», он дал возможность сидящим в зале почувствовать это. Тем более тонкий психологизм был подчеркнут в женском портрете (которых, кстати у композитора немало) «Единственная».

Несомненным трагизмом проникнут и цикл «Гробница Куперена» Равеля. Шестичастная сюита, задуманная композитором в 1914 году, завершена была лишь в 1917-м. Очевидно задумана она была как знак памяти великого клавесиниста. Но время внесло в замысел свои коррективы: в событиях Первой мировой войны Равель, который и сам принял в ней участие в качестве водителя грузовика, потерял многих друзей, погибших на полях сражений. В композиции срослись полярно несхожие эпохи – заголовок был определен первоначальным замыслом, а каждая пьеса получила персональное посвящение одному из погибших друзей. Внешне в названии пьес композитор использовал жанры, характерные для эпохи барокко: Прелюдия, Фуга, Форлана, Ригодон, Менуэт и Токката. А во внутреннем наполнении высказался языком, принадлежащим уже веку двадцатому. Так заявлял о себе этап неоклассицизма в музыке.

Каждое исполненное в программе произведение Евгений Михайлов отметил своей трактовкой, не стала исключением и Соната №7 Прокофьева. Одна из самых известных в сонатном наследии композитора, она может восприниматься как музыкальный автопортрет, ибо в ней соединились многие образно-стилевые черты мышления художника, хотя содержание его произведений поражает своей многомерностью. И Михайлов поистине блистательно провел слушателей по лабиринтам прокофьевских открытий в музыке ХХ века: от ранней гротесково-причудливой токкатности, угловатой, необузданной энергетики молодости к тончайшим откровениям лирических высказываний, через размышления к монументальному торжеству финала, который он наполнил феноменальной мощью. Михайлов уже не раз поражал нас грандиозностью звучания инструмента, извлекая из него почти невозможное, достаточно вспомнить в его исполнении «Прометея» («Поэму огня») Скрябина. И опять невозможно было не поразиться тому решению, которое предложил пианист.

В создании звучащего мира из предложенного композитором нотного текста Евгений Михайлов всегда предстает мудрым архитектором, продумывающим каждую деталь в создании целого. И конечно же, всегда покоряет его умение раскрыть самые сокровенные страницы музыки автора (незабываемо его исполнение фрагментов Концертов Моцарта в композиции Саулюса Сондецкиса «Возвышенное и земное» на одном из прошлых фестивалей «Белые ночи Карелии»).

Замечательным памятником времени и чувств композитора стала «Фантазия» Шумана. К ее созданию автор приступил с желанием внести свой вклад в замысел сооружения памятника Бетховену. Но рождалась она с неотступно владеющим его сердцем чувством любви к Кларе Вик. Это сочетание значительности всего, что связано в музыке с именем Бетховена, с глубочайшим миром шумановской сердечной тайны и вылилось в «Фантазию» — один из самых ярких документов эпохи романтизма.

Слушатели долго не отпускали Михайлова со сцены. И на прощанье он подарил  еще один шедевр, исполнив заключительное «Andante maestoso» из Концертной сюиты  Чайковского «Щелкунчик» в фортепианном переложении Михаила Плетнева.

Слушая Евгения Михайлова, понимаешь, как многогранен его исполнительский ресурс. Значит есть надежда, что он еще не раз удивит нас своим искусством.

Фото Валентины Чаженгиной

25 апреля в 19 час. в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова начнется концерт «Фортепианная джазовая дуэль» в исполнении лауреата международных конкурсов и джазовых фестивалей Валерия Гроховского и народного артиста России, профессора Игоря Бриля.