Культура

Фантазия о Gliese 581

Симфонический оркестр Карельской госфилармонии и дирижер Жуау Тьягу Сантуш

В Карельской государственной филармонии прошел симфонический концерт «Музыка без границ». Звучали Чайковский, Шостакович и Харамильо.

Программа и участники концерта 16 октября в полной мере соответствовали названию. Оркестром Карельской филармонии дирижировал португалец Жуау Тьягу Сантуш. Наряду с шедеврами мировой классики – Первым фортепианным концертом П. И. Чайковского и Девятой симфонией Д. Д Шостаковича – он представил на суд зрителей новое сочинение колумбийского композитора Лукаса Харамильо – симфоническую поэму «Gliese 581».

Благодаря возможностям всемирной паутины удалось узнать, что ее автор еще молод, он родился в 1981 году в колумбийском городе Кали. Процесс своего музыкального образования в качестве скрипача начал на родине под руководством петербургского педагога Татьяны Чижовой. Как композитор учился в Санкт-Петербургской консерватории в классе мэтра русской музыки ХХ века С. М. Слонимского. Получив диплом в 2010 году, он продолжает жить в России. Творческий багаж Л. Харамильо пока невелик, но включает сочинения разных жанров. Появлению в 2012 году симфонической поэмы «Gliese 581» предшествовали два сочинения для оркестра – Симфониетта и «Три симфонические миниатюры по мотивам колумбийской мифологии».

Интерес петрозаводских слушателей к новому сочинению во многом был вызван содержанием поэмы. В его основе история межгалактических контактов: земляне пытаются установить связь с цивилизацией, обнаруженной на одной из планет в системе звезды Gliese 581. Реальный факт – открытие в 2005 году нового астрономического объекта – стал для композитора поводом к сочинению фантастической истории (полет к далекой планете, сложности общения с ее обитателями, возвращение на Землю, ответный визит инопланетян).

Богатейшая система средств выразительности, накопленных современной музыкой, позволяет творцу не сдерживать свою фантазию. В музыкальном воплощении изумительных космических пейзажей (согласно программе сочинения) молодой композитор обошелся без авангардных средств. Тем интереснее оказался результат поиска нереальных красок в тембровых сочетаниях инструментов симфонического оркестра. Целый ряд эпизодов поэмы привлек внимание оригинальностью и красотой звучания. Несмотря на некоторые просчеты в композиции, идущие от стремления Л. Харамильо следовать развернутому и детальному сценарию, поэма имела успех у слушателей. Продолжительные аплодисменты стали выражением симпатии к произведению и его автору, лично присутствовавшему на премьере.

Поводом для посещения любого концерта классической музыки может стать заявленный в его программе Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского. Казалось бы, заслушанный до дыр, он по-прежнему продолжает волновать. К тому же в каждом исполнении рождается новый Первый концерт Чайковского. На этот раз он предстал в версии солиста Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреата международных конкурсов Андрея Телкова. Его игра свидетельствует об особом внимании молодого пианиста к деталям звучания. Желание услышать каждый изгиб мелодии, подобрать неповторимую тембровую краску чувствовалось в лирических соло, особенно в медленной части. Это же впечатление сложилось и от «Песни жаворонка» Чайковского, исполненной пианистом на бис.

Солирует Андрей Телков

К числу несомненных творческих удач симфонического оркестра Карельской филармонии и дирижировавшего в тот вечер Ж. Т. Сантуша можно отнести исполнение Девятой симфонии Д. Д. Шостаковича. Умение находить контакт с музыкантами, выстраивать концепцию произведения свидетельствует о высоком профессионализме молодого португальского дирижера.

Судя по информации, представленной в СМИ, творческая карьера Ж. Т. Сантуша успешно развивается. Он много дирижирует в России, Португалии, Колумбии, продолжая стажироваться у великих дирижеров современности, в том числе и российских. В настоящее время является аспирантом Высшей музыкальной школы в Люцерне (Швейцария). В репертуаре молодого дирижера не только симфоническая, но и оперная музыка разных стилей.

Обращение к сочинению великого симфониста ХХ века требует от исполнителей музыкантской и человеческой зрелости. Сложность концепции, запечатлевшей расколотое войной мировосприятие личности, парадоксально сочетается с концертностью. Броский разножанровый тематизм, передающий калейдоскоп мыслей и чувств, не позволяет надолго погрузиться в то или иное состояние. Исключение составляет II часть. Парящая в высоте мелодия кларнета на некоторое время увела слушателей в мир многообразных по эмоциональному оттенку лирических переживаний. Прослаивающие всю симфонию инструментальные соло выразительно звучали в исполнении А. Дмитриева (скрипка), И. Петрякова (флейта), Ю. Николаенко (флейта-пикколо), Л. Янишена (кларнет), В. Дзюбука (фагот), Р. Девликамова (труба). Гениальность музыки Шостаковича, мастерство дирижера, вдохновенная игра музыкантов позволили всем собравшимся в зале в полной мере ощутить врачующую силу музыкального шедевра.

 Фото Аси Кошелевой