Люблю сочинять музыку, слушать музыку, но никак не речи, и тем более официальные о ней.
Признаюсь честно, что когда я, студентка-композитор Петрозаводской консерватории, получила патриотичное приглашение на Международную конференцию «А.К.Глазунов и его время», посвященную 45-летию родного учебного заведения, то не сильно обрадовалась. А что там будет? Встреча с яркими людьми или занудные доклады, прочитанные по бумажке? На всякий случай я положила в сумку «Портрет Дориана Грея» Уайльда: если будет скучно, то затаюсь где-нибудь в зале и почитаю.
Первое, что предстояло мне пережить, – это приветствия участникам конференции. Однако уже это начало разбило мои плохие ожидания. Ректор консерватории В.А. Соловьев вспомнил историю Петрозаводской консерватории (а она создавалась как филиал Ленинградской консерватории) и, отметив огромный вклад ленинградских музыкантов в её создание, подчеркнул, что за 45 лет консерватория выпустила более 6000 музыкантов, которые успешно работают не только на территории России, но и за рубежом, среди них лауреаты, дипломанты международных конкурсов, научные деятели, уважаемые педагоги.
«Да, консерватории действительно есть чем гордиться, – подумала я, – Став независимым в 1991 году, наш вуз не только сумел выжить в условиях дефицита финансирования культуры, но и продолжает успешно развиваться. У нас появился прекрасный Большой концертный зал, к нам приезжают с гастролями такие звёзды как Гергиев, есть орган и даже памятник Глазунову…».
Конференция тем временем продолжалась. Один доклад сменялся другим, но мне ни разу не пришлось достать свою книгу. Оказалось, что за официальными должностями – профессор консерватории, доктор искусствоведения, главный редактор, доцент, научный сотрудник – скрывались высоко эрудированные, влюблённые в науку люди, блестящие ораторы с отличным чувством юмора.
Большинство исследований (Л.А. Скафтымовой, И.В. Кривошеевой, Е.А. Дьячковой, Н.А. Латышева, В.А. Гуревича, И.Г. Райскина и другие,) было посвящено творчеству Александра Константиновича Глазунова, выдающегося русского композитора конца XIX – начала XX века, дирижера, музыкально-общественного деятеля, директора Петербургской консерватории. Не была забыта и музыка ныне живущих композиторов. Т.С. Екименко рассказала нам о произведении, ставшем своего рода визитной карточкой карельского балета – это «Скала двух лебедей» А. Белобородова.
Главным действующим лицом конференции была музыка. Благодаря молодым исполнителям консерватории, подготовившим концерт из сочинений А.К. Глазунова, она звучала даже в живом исполнении, что редкость для таких конференций. Для живописи тоже нашлось время, так как второй день конференции проходил в Музее изобразительных искусств.
Кроме потрясения, что наука о музыке – это увлекательное дело, и ты имеешь возможность не только слушать, но и думать, открытием для меня стали книги о музыке! Никогда бы не подумала, что научные издания могут выглядеть как прекрасные альбомы с уникальными идеями и фотоматериалами. Меня сразу привлекло название одной из таких книг, презентацию которой представляли В.И. Нилова и Л.А. Купец: «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах». Что это? Выяснилось, что это cборник материалов Международного музыковедческого симпозиума, который прошел год назад в консерватории. И это был первый Международный сборник Петрозаводской консерватории. Думаю, будет справедливым назвать тех, без чьей помощи это роскошное издание не могло бы состояться: Международное музыковедческое общество, профессор Санкт-Петербургской консерватории Л.Г. Ковнацкая, администрация консерватории и издательство ПетрГУ (дизайн сделан О.В. Черняковым).
Ярким завершением конференции стало награждение победителей Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука – будущее России». И здесь любой, кто случайно оказался бы на моём месте, безоговорочно подтвердил: лауреаты – студентки 3-4 курсов нашей консерватории не только умницы, но и просто красавицы. Любая из них вполне могла бы побороться за звание Мисс города или даже больше.
Итак, мой итог таков. Оказывается, говорить о музыке можно много и захватывающе. На таких конференциях можно познакомиться с яркими людьми из разных уголков нашей страны и зарубежья – Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Голландии, российского Поволжья. Можно дискутировать с участниками, задавать каверзные вопросы, узнать немало нового и интересного. Если честно, то сравнивая доклады наших педагогов с выступлениями гостей, я убедилась, что научный, профессиональный уровень Петрозаводской консерватории образца 2012 года так же высок.
Участники конференции у памятника А.К. Глазунову