На сцене Карельской госфилармонии с сольной программой выступил французский пианист, профессор Парижской консерватории Ален Планес.
Что в первую очередь приходит в голову, когда мы думаем о Франции? Елисейские поля, Коко Шанель, император Наполеон и торт с тем же именем, Эйфелева башня и звуки аккордеона на Монмартре… Может быть, ассоциации у каждого свои и их множество, да и в Париже многие уже побывали, но случай ощутить дыхание этого города, не выезжая за пределы родного Петрозаводска, представляется не каждый день и такую возможность не стоило упускать.
27 октября такая возможность представилась на концерте Алена Планеса. На следующий день музыкантам нашего города представилась возможность получить личные рекомендации по исполнению произведений Клода Дебюсси на мастер-классе мсье Планеса.
Концерт был посвящен 150-летию Дебюсси и целиком состоял из его произведений. Дебюсси – особое явление в музыке: яркий представитель импрессионизма, открывший ворота в мир «музыкальной живописи», показавший новые возможности звучания фортепиано, оркестра, голоса. Музыка Клода Дебюсси часто звучит в исполнении самых разных пианистов, тем более в юбилейный год.
Но приезд в Петрозаводск Алена Планеса – особенное событие уже хотя бы потому, что всегда интересно послушать как ощущает музыку исполнитель – соотечественник композитора. Некоторые пианисты показывают свой уровень мастерства с помощью эффектно сыгранных пассажей и яркости динамики, есть пианисты-философы, чью мысль нужно прослеживать на протяжении всего исполнения.
Ален Планес – пианист-художник, пишущий чистыми красками и крупными мазками по черно-белым клавишам рояля. В его власти расцвечивать звуковое пространство самыми разными образами. В первом отделении прозвучали циклы «Бергамасская сюита», «Эстампы» и «Забытые образы». Удивительно свободно владея техникой игры на рояле, музыкант уделяет наибольшее внимание звуку. Ощущение времени у Алена Планеса совершенно особенное. Оно течет плавно, без стрессов и цейтнотов, так характерных для нашего беспокойного ритма жизни. В его исполнении Дебюсси нет места бравурности, внутренним противоречиям и борьбе с окружающим миром, всюду царят гармония, состояние медитативной созерцательности. Все эмоции и чувства, вложенные в музыку, предстают через призму предопределенности, а потому окружающий мир принимается таким, какой он есть. Нет горечи и борьбы в этих звуках, похожих на французскую речь, которая приносит радость даже тем, кто ее не понимает, но наслаждается непрерывными переливами звучания.
Кстати, на радость тем слушателям, которые возможно, не так часто слышат музыку Дебюсси, в первом отделении прозвучал знаменитый «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты». И мне кажется, с этого момента ни у кого не осталось сомнений в потрясающем владении Аленом Планесом звуком, тембром, красочностью фортепиано.
Особенно мастерство пианиста проявилось во втором отделении концерта, где были исполнены 12 прелюдий из второй тетради. Умелое распределение времени и напряжения на протяжении всего исполнения напомнило мне небезызвестную Шехерезаду, которая каждую ночь заканчивала сказку на самом интересном месте. Так и Ален Планес вел слушателей от начала до конца прелюдий, постоянно обещая что-то еще более интересное за очередным поворотом гармонии. За один только пассаж, исполненный настолько мелодично, как будто под пальцами пианиста не привычные для всех клавиши, а шелковая лента, можно было простить некоторые неточности в тексте и немного смутившую, непринятую у нас игру по нотам.
На следующий день состоялся начавшийся в Большом зале филармонии и продолжившийся в Малом зале консерватории мастер-класс мсье Планеса. Студенты и аспиранты консерватории представляли на суд маэстро свою версию произведений Дебюсси, а Ален Планес рассказывал о секретах исполнения, очень деликатно исправлял неточности, говорил об удобстве аппликатуры и важности педали. Ей Ален Планес уделял особое внимание. Говорил о том, что музыка Дебюсси часто «утоплена» в педали, и призывал к тому, чтобы использовать ее только там, где она необходима для большей красочности и полнозвучности. Педаль как изысканный соус к блюду французской кухни: подавать нужно в меру, чтобы не заслонить ею основной вкус.
Мастер-класс Алена Планеса для студентов и аспирантов Петрозаводской консерватории
Опечатки в текстах – это всегда неприятная вещь не только для читателя, но и для автора. Так, Клод Дебюсси потратил на поиски неточностей в нотах своих произведениях достаточно много времени. Но издатели так и не прислушались к композитору: даже в нотах авторитетных издательств встречаются ошибки в нотах, аппликатуре… Нужно сказать, что мсье Планес как настоящий профессионал видел это сразу. Теперь его добавленный карандашом бекар в одном из изданий Национальной библиотеки не позволит пианистам изменять воле автора. В защиту оригинальных идей Дебюсси Ален Планес привез с собой издание, в котором откорректированы все предыдущие ошибки редакторов. Теперь копия этих нот есть и в Петрозаводске.
Профессор Планес оказался невероятно обаятельным, легким в общении человеком. Он по-доброму и с уважением отнесся к студентам нашей консерватории. Все время рассказывал истории из жизни Дебюсси и других знаменитых музыкантов, очаровательно шутил и даже показал новый прием исполнения глиссандо, при котором положение руки абсолютно противоположно привычному нам способу.
С Аленом Планесом можно разговаривать часами, поэтому мастер-класс, с согласия маэстро, длился несколько часов до самого закрытия консерватории. Мсье Планес настолько расположил к себе слушателей, что, я уверена, все кто пообщался с ним, будут с теплотой и радостью вспоминать этого великолепного человека и музыканта, подарившего заметенному снегом Петрозаводску искру Парижа. Спасибо, Ален Планес!
Фото Аси Кошелевой