Культура, Культурное наследие

«Биг-Бен»: большой бим-бом

"Биг-Бен" в Петрозаводске. Фото Юлии Свинцовой
Очередное судебное заседание по стеле на площади Гагарина в Петрозаводске состоялось вчера, 20 мая.
Перевернута ещё одна страница с некрасивыми подробностями в истории кичевого сооружения, установленного на главной площади города с нарушением всех возможных законов и правил.


Стела, прозванная горожанами «Биг-Беном», появилась в Петрозаводске в 2013 году — причем сама собой, спонтанно, без чертежей, без проекта, без разрешения на строительство, в зоне охраны объекта культурного наследия — железнодорожного вокзала, где появиться не могла по определению.

 

Многие отказываются верить, но это так: в нашем городе можно построить что вздумается, если мэр тебе покровительствует. Возвести на городской земле объект, обещая подарить его городу, и оставить за собой в частной собственности, при этом пользуясь бесплатным электричеством. (Интересно, жильцы какого именно дома оплачивают его в своих квитанциях за ОДН — общедомовые нужды?)

 

Для тех, кто любит возмущаться, не зная истории вопроса, напомню: профессионалы и общественность во всех возможных формах неоднократно протестовали до начала строительства часовой башни. Мэрию это никак не волновало, стройка шла полным ходом. И на День города Петрозаводску был сделан «подарок», вполне отражающий реалии сегодняшнего дня.

Ещё одно предупреждение воинствующим знатокам, пытающимся определить местоположение башни словами «мне нравится» и «я привык». Это не тот случай, когда можно проводить опросы мнений, а тот самый случай, когда вопрос решается исключительно профессиональным экспертным сообществом в соответствии с действующими законами нашей страны.

Экс-мэр города, а ныне управляющий карельским отделением Пенсионного фонда Николай Левин публично назвал дарителя «великим человеком». Им оказался Эдуард Чирко, тогда бизнесмен и глава Колтушского поселения с ярким криминальным прошлым, позднее отстранённый от всех дел,  находящийся в федеральном  розыске  «по уголовному делу о 40 эпизодах превышения должностных полномочий и по одному покушению на мошенничество» и арестованный в октябре 2015 года в Адыгее оперативной группой, специально прилетевшей из Петербурга.

 

В августе 2013 года, когда город возглавлял Николай Левин, группа архитекторов и общественников подала в суд, усматривая грубые нарушения закона об объектах культурного наследия и требуя башню с привокзальной площади убрать. Суд длился два с половиной года и выявил многочисленные грубые нарушения ещё и самого процесса строительства. В августе 2015 он закончился победой истцов, 18 декабря 2015 года подтверждённой  Верховным судом РК. Туда обратился ответчик ООО «Мир камня», восстановив пропущенный им срок апелляции.

Обращаю внимание, что на протяжении всего периода адвокаты ответчика Андрей Иванов и Евгений Кацнельсон (на сегодня член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Карелия) предъявляли доверенность на ведение дел от фирмы «Мир камня». Кстати, на заседание Верховного суда они не явились. Скоро станет понятно почему.

 

«Миру камня» законом были отпущены два месяца, превратившиеся в четыре, на исполнение решения суда — снос незаконного сооружения. Как понимаете, ни одной пылинкой «Биг-Бен» меньше за это время не стал,  и тогда в дело вступили судебные приставы. Их служебный долг принудить фирму-строителя исполнить судебное решение. И вот тут детективная история, о которой впору книгу писать и экранизировать, украсилась новыми загогулинами.

 

ООО «Мир камня» юридически больше не существует. Оно «реорганизовано в форме присоединения к фирме «Эконом». Интересно? А чтобы было нескучно, добавим: «Эконом» находится… во Владивостоке. А слияние произошло ещё 3 апреля 2015 года. Но несмотря на это, и в тот момент, и на протяжении ещё 9 месяцев в городском, арбитражном и Верховном суде адвокаты ответчика предъявляли доверенность на ведение дела от уже не существующей фирмы «Мир камня»!

 

Судебные приставы делают следующий логичный шаг в этой истории — просят заменить сторону, которая должна  убрать стелу с площади Гагарина. Приставы являлись истцами, и судья К. Мамонов вчера удовлетворил их законные требования. Теперь снести стелу по решению суда обязана фирма «Эконом».

 

Что же дальше в этой шахматной партии, где есть чёрно-белое поле, пешки, короли и ходы буквой «Г»?

Сможет ли «Эконом» ответить за действия приёмного сына? Или эта фирма всего лишь «мусорная корзина», принимающая в своё лоно в каком-нибудь владивостокском сарае любые фирмы и фирмочки со всей страны, которым надо уйти от налогов и любой другой ответственности? А тогда как быстро найдутся деньги у службы приставов на финансирование сноса? И всё это время сооружение, нарушающее федеральный закон об объектах культурного наследия, регламенты землепользования и положения безопасности (как постройка по неизвестно каким чертежам, так и строение с бункером в зоне объекта повышенной охраняемости), будет продолжать стоять?

 

Изначально грязное дело со временем чище не становится. Мы ещё опускаем подробности судьбы первого адвоката ответчика по делу, Антона Пискуна. Он покинул процесс по «Биг-Бену» в связи с переездом в колонию №9 Петрозаводска в качестве виновного в мошенничестве и фальсификации документов фигуранта уголовного дела.

 

В отличие от стелы жизнь на месте не стоит. Пискун на свободе и снова ведёт дела в качестве адвоката. У Эдуарда Чирко 5 февраля 2016 года по двум эпизодам срок давности закончился, как и по  десяткам других эпизодов. Уголовное дело закрыто. «Великий человек» на свободе, чист и готов к выборам в Законодательное собрание. Стоило из Петербурга борт с оперативниками гонять за немалые деньги…

Директор ООО «Мир камня» Алексей Потапов, вероятно, продолжает свою деятельность по изготовлению памятников и торговле  «предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями». Именно так указано в очередной его фирме «Грандкамень». Кстати, он в сентябре 2015 давал интервью как глава уже несуществующей  фирмы, но от её имени: «Мир камня» еще будет бороться, причем до победного. А мы люди не старые».

Господ адвокатов Е. Кацнельсона и А. Иванова наверняка можно встретить в залах петрозаводских судов. Экс-мэр Н. Левин трудится на ниве нашего пенсионного обеспечения. «Скажи мне, кто твой кумир, и будет понятно, каков ты сам» — другие комментарии излишни. Печально запомнившийся горожанам экс-главный архитектор В. Куспак за это время  успел возвести в Кижах несогласованные с ЮНЕСКО ларьки в охранной зоне острова. Тот случай, когда у автора  уже есть свой «почерк», который с другими не спутаешь!

Моя бы воля, всех этих граждан отправила бы на общественные работы по разборке «Биг-Бена» …

А пока приходится ждать следующего шага плохо работающей системы, где проще незаконно построить, чем законно убрать.

P.S. Министерство культуры Карелии, чей долг и служебная обязанность защищать от покушения объекты культурного наследия, в том числе и от незаконной во всех отношениях ритуальной стелы от фирмы-однодневки, будучи третьей стороной в процессе, против «Биг-Бена» так и не выступило.

 

Даритель и мэр. А кому-то страшно весело...
Даритель и мэр. А кому-то страшно весело…
Почерк фирм, делающих могильные памятники. Так первого космонавта Земли "похоронили" в Петрозаводске, а мы узнали слово кенотаф
Почерк фирм, делающих могильные памятники. Так первого космонавта Земли «похоронили» в Петрозаводске, а мы узнали слово кенотаф
Цветы к подножию часовой башни - странная затея. А от несогласных с беззаконием в Петрозаводске венок "Прощай, любимый город". Надеемся на твоё возрождение!
Цветы к подножию часовой башни — странная затея. А от несогласных с беззаконием в Петрозаводске венок «Прощай, любимый город». Надеемся на твоё возрождение!

Фото Юлии Свинцовой