Культура

Расцвет и излёт романтизма

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Фото Натальи Мешковой

Музыка Роберта Шумана – ярчайший образец расцвета романтических тенденций. Рихард Штраус вошел в романтическую волну на ее излете и мыслил уже совершенно иными категориями.

Четвертый концерт фестиваля «Белые ночи Карелии» собрал поклонников камерной музыки.  В этот вечер выступил фортепианный квартет, выступление которого в последние годы стало заметным явлением на концертных площадках Петрозаводска и республики.

Заслуженная артистка Карелии пианистка Людмила Пищик, доцент Петрозаводской консерватории, известна не только в республике, но и за рубежом. Десятилетия дружбы и сотворчества связывают ее с заслуженной артисткой Карелии, прославленной скрипачкой Дорой Шварцберг (Австрия), не раз участвовавшей в фестивалях под руководством Виктора Горина. Партнерами Людмилы Пищик были чешский скрипач  Анжелко Крпан, аргентинский виолончелист Хорхе Боссо, российский кларнетист Игорь Федоров. С ней уже в  юном возрасте выходил на концертные подмостки и часто приезжавший в Карелию золотой лауреат конкурса имени П.И. Чайковского виолончелист Сергей Антонов. Много лет пианистка  выступает с альтистом, лауреатом международных конкурсов Денисом Дорофеевым, давно вовлеченным Гориным в орбиту фестивальных концертов. Он из той молодой команды, альянс с которой оказался весьма успешным.

У каждого из участников этой группы свои завоевания, составляющие солидный послужной список. Перечислять их все не будем, следует только отметить, что каждый обладает своей   индивидуальностью: и яркая скрипачка Ирина Значко, дипломантка Международного конкурса камерных ансамблей имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, и прекрасный ансамблист  Ольга Дорофеева, виолончель которой  всегда обращает на себя внимание красотой и выразительностью звучания.

Все струнники – солисты симфонического оркестра Карельской филармонии, но всех отличает стремление  к  сольным или ансамблевым формам деятельности, и это можно только приветствовать, ибо свидетельствует о широком диапазоне возможностей каждого. В нашем оркестре на протяжении десятилетий  всегда рождались ансамбли разных составов, оставивших свой след в музыкально-исполнительской культуре республики. В этом свете отрадно заметить, что современные музыканты успешно продолжают добрые традиции.

В программе концерта соединились произведения Роберта Шумана (1810-1856) – Фортепианный квартет опус 47 и Рихарда Штрауса (1864 — 1949) – Фортепианный квартет опус 13. Оба композитора принадлежат одной национальной школе, оба романтики, но стилистически они очень разнятся, что с максимальным пониманием показали исполнители. Музыка Шумана – ярчайший образец расцвета романтических тенденций – наполнена эмоциональными контрастами, в которых сплетаются страстная порывистость, мятежность и тончайшая лирика. Штраус вошел в романтическую волну на ее излете и мыслил уже совершенно иными категориями: звуковая массивность, насыщенность, напряженность при прослеживающихся связях с предшественниками – все это  скорее напоминает будущие симфонические сочинения композитора, чем является данью сложившимся принципам камерного музицирования.

В музыке Штрауса музыканты предельно напряжены, плотное ансамблевое единение, практически отсутствующие  сольные высказывания участников не дают  исполнителям передышки. Музыка сложна и по содержанию, и по исполнительским средствам, а потому услышать произведение можно  довольно редко.  Исполнителей хочется поздравить с достойным проникновением в замысел композитора, поистине мастерским раскрытием его и донесением до слушателей.

Совсем иной мир предстает в квартете Шумана. В нем господствуют  лирические образы. И хотя как каждое значительное произведение он содержит свои трудности, но они другого порядка: надо хорошо знать творческий мир Шумана, чтобы передать его во всей гибкой эмоциональной многогранности и красочности.

Конечно,  в каждом подобном сочинении композитор решает определенные творческие задачи, но не будем забывать, что изначально камерная музыка создавалась авторами не столько для публичного исполнения, сколько для себя, для музицирования в узком кругу, ведь в XVII-XVIII веках создатели музыки как правило были и исполнителями. Единомышленники прежде всего получали удовольствие от самого процесса совместного творчества, а слушателей  могло не быть вовсе. Но потом, когда камерное исполнение вышло за пределы небольшого помещения, вставала еще одна задача — заразить своей игрой слушателей. Музыкальная ткань шумановских ансамблей  в отличие от Штрауса более прозрачна и не столь нагружена по фактуре, в ней больше прихотливой игры. Шуман дает возможность каждому участнику сказать свое слово, разряжая нотный текст сольными эпизодами. Порой инструменты вступают в своеобразный диалог, подтверждая или развивая высказанную ранее музыкальную мысль, ведь тембры инструментов подобны голосам собеседников.

Кроме двух квартетов в программе концерта прозвучал еще один опус Шумана – три «Фантастические пьесы» для альта и фортепиано опус 73. Исполненные Денисом Дорофеевым и Людмилой Пищик, они приоткрыли еще одну грань музыки  обладавшего неординарной фантазией композитора – причудливости, арабескности и таинственности.

Так получилось, что в нынешнем фестивале  преобладают камерные концерты. Но они настолько разнятся  содержанием и  исполнительскими именами, каждый представляет собой особый замысел, что у посетителей концертов есть возможность широкого выбора.

                                                                                                          Фото Натальи Мешковой