В последние годы художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктор Горин подключил к сотрудничеству труппу Национального театра Карелии, который в 2012 году вошел в фестивальную программу спектаклем «Ходари», в 2013-м – постановкой драмы по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Открытие в консерватории актерского отделения, воспитывающего пополнение для драматических трупп, позволяет использовать и этот ресурс, мы периодически знакомимся с работами студентов отделения. Нынешняя программа отмечена особым событием — экзаменационной работой студентов III курса, осуществивших постановку пьесы Леонида и Ирины Ворон «Колесо Коломбины».
Для студентов это первая работа для большой театральной сцены. Можно представить их волнение и то состояние, в котором находились начинающие актеры, но справились они с естественными сложностями просто здорово! В этом несомненна заслуга руководителя курса, режиссера-постановщика Андрея Дежонова и всех работавших с ними педагогов. Но при этом нельзя не почувствовать очевидной природной одаренности и талантливого воплощения драматического первоисточника, для которого эта постановка тоже стала первой. Ребята так органично вошли в авторский текст, что не заметить их потенциальных данных невозможно. Большинство из них универсальны по природным задаткам, они необычайно пластичны, как, к примеру, исполнительница главной роли, чьим именем названа пьеса, Наталья Свешникова, продемонстрировавшая блестящий гимнастический этюд с ведром. Этому реквизиту в спектакле вообще отводится важная смысловая роль. А Наталья, как стало известно, – чемпионка Карелии по художественно гимнастике.
Все исполнители не просто музыкальны, четверо из них пошли в актерскую профессию с законченным средним музыкальным образованием, а потому в оформлении спектакля они не только исполнители, но авторы текстов и музыки зонгов. Кто-то из них играет на инструментах, в вокальных номерах некоторые пользуются выразительными возможностями рэпа, но есть и те, кто обладает настоящими вокальными данными. Особенно выделяется в этом плане Ксения Ширякина.
За названием пьесы, именами персонажей, заимствованными из итальянской комедии дель арте (commedia dell arte), господствовавшей в итальянском театре в XVI-XVII веках, авторы спрятали сюжет, за которым встает драма женщины любой эпохи и национальности, но с очевидным намеком на наше недавнее прошлое. Главная героиня спектакля Коломбина — простая девушка, по-своему одаренная, мечтающая о счастье и нормальной жизни с тем, кого, как ей казалось, она полюбила. Но избранник оказывается алкоголиком и психопатом, и колесо фортуны разворачивает ее жизненный путь по непредсказуемым законам человеческой судьбы. Она находит в себе силы сломать определившийся путь, однако смена возлюбленных снова и снова возвращает ее в намеченную колею.
Авторы назвали пьесу «балаганным представлением». Тем самым они будто намеренно подчеркивают непритязательность замысла. Но за этой мистификацией скрывается сущность человеческого бытия, превращающая сюжет в настоящую притчу. Да, в таком абсурде мы живем, не подозревая об этом. Может быть, поэтому исполнители часто переходят на крик, выплескивая друг на друга доходящее до истерики состояние героев. Правда, крик на сцене стал характерной приметой современного театра, своеобразным стилевым посылом. Но крика и вообще шума вокруг нас стало так много, что настоятельной потребностью нормального человека становится жажда тишины.
Данные краткие заметки представляют собой частное мнение непрофессионального человека, любящего театр, которого увиденное взбудоражило, задело за живое и рука потянулась к компьютеру, захотелось поделиться возникшими мыслями, поблагодарить авторов пьесы и всех создателей спектакля и предложить поклонникам театра самим познакомиться с ним. Он достоин пристального внимания и, конечно, искренних аплодисментов, ведь для актеров это бальзам на душу.
«Белые ночи Карелии» названы фестивалем искусств, а потому при главенстве музыки в нем почти всегда присутствуют другие виды искусства. Нередко фойе залов, где проходит фестиваль, украшают живописные полотна. Эти небольшие вернисажи носят либо монографический характер, предлагая работы одного художника, либо тематический. На сей раз стены вестибюля Большого зала консерватории украшают полотна художниц-акварелисток Маргариты Пермяковой и Юлии Коросовой.