Космический цикл Шиголева – это своеобразный проект будущего. Художник широко и смело экспериментирует в области формообразования.
Дмитрий Москин продолжает знакомить с лучшими работами художников из группы «Амаравелла», которые хранятся в коллекции Юрия Линника.
Сергей Шиголев (1895 – 1942?) родился во Владимире. Его отец был секретарем городской управы, мать – дочь полковника артиллерии. В реальном училище, где он учился с 14 лет, у юного Сергея возникает страстное влечение к живописи, которому способствовал один из преподавателей. После окончания училища в 1916 году, Сергей два года работал в естественно-историческом музее. Это, возможно, повлияло на его интерес к астрономии, биологии, проблемам возникновения и эволюции жизни, рождения Вселенной. Потом переехал в Москву.
- Октябрьский переворот Сергей не принял, в итоге прошел через Крюковский лагерь под Москвой, где работал художником-оформителем в Народном доме, и откуда был освобожден по амнистии в 1921 году. В тот же год он поступил на естественный факультет Московского университета, но ушел с третьего курса по семейным обстоятельствам. Другой его страстью был театр (Первая театральная студия МХТ), с которым он творчески сотрудничал. В 1923 году он становится делопроизводителем, а потом архивариусом в ВЦСПС. Получил жилье.
- В 1926 году Сергей Шиголев стал членом группы «Амаравелла». Вскоре участвует в международных выставках в США, организованных Н. Рерихом, на которых он представил две вещи: «Тревога» и «Смерть». В 1929 году – в московской выставке «Жизнь-творчество». С 1933 года художник зарабатывает на жизнь мультипликацией. С 1939 года работает художником-оформителем в кабинете пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б). В эти годы он не оставляет свое живописное творчество, работая в основном вечерами и ночами, понимая, что его картины не вписываются в рамки социалистического реализма. В 1938 году он женится на внучке В.Г. Короленко С.К. Ляхович. Во время войны, вступив в ополчение, Шиголев попадает в окружение, что в дальнейшем ему инкриминируют как предательство. И вновь арестовывают. Сведений о дальнейшей судьбе художника нет. Более известна его духовная биография, запечатленная в 200 сохранившихся картинах.
- В ранних вещах художника прослеживается его интерес к естествознанию – фантастические пейзажи с неземной флорой и фауной: «Растительный мотив», «Композиция с рыбами» и др. И работы философские, работы-размышления: «И они пошли», «И видят», цикл «Путь» и другие. Последние, возможно, создавались под влиянием картин и книг Н. Рериха. Для живописного творчества членов группы «Амаравелла», в том числе и Шиголева, характерно присутствие музыкального начала. Уже в ранних рисунках художника заметна своеобразная динамика линий, их причудливые комбинации рождают музыкальные ритмы: вертикальные, горизонтальные, спиралевидные.
- Космический цикл Шиголева – это своеобразный проект будущего. Художник широко и смело экспериментирует в области формообразования. Вот картина «Лаборатория в космосе». «В ней пульсирует протоплазма, светятся вакуоли. Живое вещество здесь прозрачно, – и сквозь него просвечивает космос. Передача этого просвечивания – интереснейшая задача для живописи. Но ее решение не является для художника самоцелью. Главное – в идее: жизнь неразрывно связана с космосом». (Ю. Линник) Картина «Работа в космосе» — первая попытка показать творческую деятельность человека в условиях открытого космоса. В коллекции Юрия Линника хранятся 142 произведения Шиголева.
Литература о Шиголеве:
1. Линник Ю.В. «Амаравелла». Путь к плеядам». Петрозаводск. «Святой остров». 1995
2. Грибова З.П. Галутва Г.В. «Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество». Издательство МБА. М. 2009