Культура, Художественная галерея Дмитрия Москина

Юфа Тамара Григорьевна

Тамара Юфа

Коллекция графики в «Полимусейоне» Юрия Линника

«Тамара Юфа воссоздала ауру Индии и Египта, Китая и Японии, Греции и Исландии, Персии и Иудеи. Всегда в этих рисунках присутствует женский образ…»

Тамара Юфа
Тамара Юфа

* Тамара Юфа (Чванова) родилась в 1937 году в деревне Колодезная Задонского района Липецкой области. Отец ее был бухгалтером, мать заведовала кружевной артелью. Раннее детство Тамара провела в деревне Волчье, была свидетельницей отступающих немецких войск. С семи лет стала жить в городе Задонске, где ходила в школу. Память детства: сады в цвету, аромат яблок, огромное небо, широкий разлив Дона, ночное небо, полное звезд. Радио в то время было одним из главных источников информации о культуре. В детстве она любила рисовать. Как-то вместо молока купила цветные карандаши… В девятом классе решила стать художником.

 

* В 1955 году, предварительно походив год в художественную студию, Тамара поступила в Елецкое художественное училище. Училась хорошо, единственная на первом курсе получала стипендию. Тогда же сформировался ее жизненный принцип – «Если день не работаю, он пропал даром». С 1956 года Тамара доучивалась в Ленинградском художественно-педагогическом училище, размещавшемся на ул. Таврической. После его окончания по распределению работала четыре года в поселке Ладва в Карелии учителем рисования и черчения.

 

* Тема «Калевалы» – одна из главных в творчестве художницы. На нее Юфа вышла неслучайно. В детстве слушала по радио отрывки из «Калевалы», позже в Ленинграде познакомилась с книгой, проиллюстрированной Мюдом Мечевым. В 1962 году у нее появились первые рисунки по мотивам эпоса, позже родились и живописные работы.

Калевальские иллюстрации Тамары Юфа не этнографичны, как у большинства художников, обращавшихся к этой теме, она представляет древние песни, собранные, обработанные и систематизированные Э. Леннротом, как цикл поэтических сказок.

Способную художницу заметили в Петрозаводске, куда она переехала в 1964 году, появились заказы на оформление книг в издательстве «Карелия». С тех пор она проиллюстрировала десятки книг, ее работы были отмечены премиями. Сотрудничала художница также с театрами Карелии.

 

* В начале 1960-х в Москве на Второй выставке изобразительного искусства «Советская Россия» ее работы отметил Павел Корин: «Наконец-то появился русский художник!» С тех пор  творчество Тамары Юфа, как и песня Пахмутовой, стали образами Карелии.

 

* В 1997 году вышла книга Юрия Линника, посвященная Тамаре Юфа. Книга небольшая, всего 52 страницы, но ёмкая. Чтобы читатель имел представление о содержании, привожу часть оглавления: Тамара Юфа (творческий путь); сказочное (эссе); сценография Т. Юфа; Тамара сегодня; Тамара Юфа и тонкий мир и т.д. В книге 27 стихотворений, посвященных художнице, а также 18 ее собственных рисунков в качестве иллюстраций.

Рисунки эти не простые, а обложки книг Линника: сборников стихов, альманахов и др. Перед нами редкий случай творческого содружества двух талантливых людей. Обложки – это не просто графические намеки на тексты книг, это самостоятельные произведения искусства, которые добавляют художественную ценность книгам, дают пищу воображению еще до начала знакомства с ними. Вот что пишет сам Юрий Линник о художнице:

«Тамара Юфа оформила 88 моих книг. Красивое число! Две восьмерки – это двойная бесконечность… Смею сказать, что графика Тамары Юфа, связанная с моей издательской деятельностью, стала интересной полосой в ее творчестве. Впервые здесь она подошла к христианской тематике. О, с каким трепетом художница бралась за воплощение нетленных первообразов! Кланяюсь ей низко за «Утоли мои печали», «Знамение», «Троеручицу». Оставаясь в строгих рамках канона, Тамара Юфа нашла свое графическое решение трех образов Троицы – Ветхозаветная, Сопрестолие, Отечество. Несколько раз Тамара Юфа  обращалась к образу Христа. Вот альманах «Гефсимания». Богоматерь оплакивает Сына. На мой взгляд, это одно из самых сильных в мировом искусстве решений трагической темы Pieta (Оплакивание).

Православной душе свойственна, по словам Ф.М. Достоевского, «всемирная отзывчивость». На обложках моих книг Тамара Юфа воссоздала ауру Индии и Египта, Китая и Японии, Греции и Исландии, Персии и Иудеи. Всегда в этих рисунках присутствует женский образ. Можно сказать, что это было чудесное условие нашего творческого договора – через каждую книгу проводить софийную идею Вечной Женственности, воспевать красоту Матери Мира во всех ее ипостасях.

Порой я ставил перед Тамарой очень сложные задачи. И она всегда блестяще решала их, раскрываясь как художник-мыслитель, не только усвоивший, но и развивший весь спектр традиций «серебряного века» — от утонченного символизма до смелого авангарда».

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Тамара Юфа

Юрий Линник подписывает каталог выставки группы "Амаравелла" Тамаре Юфа. Фото Дмитрия Москина
Юрий Линник подписывает каталог выставки группы «Амаравелла» Тамаре Юфа. Фото Дмитрия Москина

Литература о Тамаре Юфа

  1. Ю. Линник. «Тамара Юфа». Музей космического искусства им. Н.К. Рериха. Петрозаводск. 1997.
  2. Ю. Линник. «Материалы к библиографии». Петрозаводск. Издательство КГПУ. 2005. (87 иллюстраций Т. Юфа).