Коллекция графики в «Полимусейоне» Юрия Линника
«Тамара Юфа воссоздала ауру Индии и Египта, Китая и Японии, Греции и Исландии, Персии и Иудеи. Всегда в этих рисунках присутствует женский образ…»
* Тамара Юфа (Чванова) родилась в 1937 году в деревне Колодезная Задонского района Липецкой области. Отец ее был бухгалтером, мать заведовала кружевной артелью. Раннее детство Тамара провела в деревне Волчье, была свидетельницей отступающих немецких войск. С семи лет стала жить в городе Задонске, где ходила в школу. Память детства: сады в цвету, аромат яблок, огромное небо, широкий разлив Дона, ночное небо, полное звезд. Радио в то время было одним из главных источников информации о культуре. В детстве она любила рисовать. Как-то вместо молока купила цветные карандаши… В девятом классе решила стать художником.
* В 1955 году, предварительно походив год в художественную студию, Тамара поступила в Елецкое художественное училище. Училась хорошо, единственная на первом курсе получала стипендию. Тогда же сформировался ее жизненный принцип – «Если день не работаю, он пропал даром». С 1956 года Тамара доучивалась в Ленинградском художественно-педагогическом училище, размещавшемся на ул. Таврической. После его окончания по распределению работала четыре года в поселке Ладва в Карелии учителем рисования и черчения.
* Тема «Калевалы» – одна из главных в творчестве художницы. На нее Юфа вышла неслучайно. В детстве слушала по радио отрывки из «Калевалы», позже в Ленинграде познакомилась с книгой, проиллюстрированной Мюдом Мечевым. В 1962 году у нее появились первые рисунки по мотивам эпоса, позже родились и живописные работы.
Калевальские иллюстрации Тамары Юфа не этнографичны, как у большинства художников, обращавшихся к этой теме, она представляет древние песни, собранные, обработанные и систематизированные Э. Леннротом, как цикл поэтических сказок.
Способную художницу заметили в Петрозаводске, куда она переехала в 1964 году, появились заказы на оформление книг в издательстве «Карелия». С тех пор она проиллюстрировала десятки книг, ее работы были отмечены премиями. Сотрудничала художница также с театрами Карелии.
* В начале 1960-х в Москве на Второй выставке изобразительного искусства «Советская Россия» ее работы отметил Павел Корин: «Наконец-то появился русский художник!» С тех пор творчество Тамары Юфа, как и песня Пахмутовой, стали образами Карелии.
* В 1997 году вышла книга Юрия Линника, посвященная Тамаре Юфа. Книга небольшая, всего 52 страницы, но ёмкая. Чтобы читатель имел представление о содержании, привожу часть оглавления: Тамара Юфа (творческий путь); сказочное (эссе); сценография Т. Юфа; Тамара сегодня; Тамара Юфа и тонкий мир и т.д. В книге 27 стихотворений, посвященных художнице, а также 18 ее собственных рисунков в качестве иллюстраций.
Рисунки эти не простые, а обложки книг Линника: сборников стихов, альманахов и др. Перед нами редкий случай творческого содружества двух талантливых людей. Обложки – это не просто графические намеки на тексты книг, это самостоятельные произведения искусства, которые добавляют художественную ценность книгам, дают пищу воображению еще до начала знакомства с ними. Вот что пишет сам Юрий Линник о художнице:
«Тамара Юфа оформила 88 моих книг. Красивое число! Две восьмерки – это двойная бесконечность… Смею сказать, что графика Тамары Юфа, связанная с моей издательской деятельностью, стала интересной полосой в ее творчестве. Впервые здесь она подошла к христианской тематике. О, с каким трепетом художница бралась за воплощение нетленных первообразов! Кланяюсь ей низко за «Утоли мои печали», «Знамение», «Троеручицу». Оставаясь в строгих рамках канона, Тамара Юфа нашла свое графическое решение трех образов Троицы – Ветхозаветная, Сопрестолие, Отечество. Несколько раз Тамара Юфа обращалась к образу Христа. Вот альманах «Гефсимания». Богоматерь оплакивает Сына. На мой взгляд, это одно из самых сильных в мировом искусстве решений трагической темы Pieta (Оплакивание).
Православной душе свойственна, по словам Ф.М. Достоевского, «всемирная отзывчивость». На обложках моих книг Тамара Юфа воссоздала ауру Индии и Египта, Китая и Японии, Греции и Исландии, Персии и Иудеи. Всегда в этих рисунках присутствует женский образ. Можно сказать, что это было чудесное условие нашего творческого договора – через каждую книгу проводить софийную идею Вечной Женственности, воспевать красоту Матери Мира во всех ее ипостасях.
Порой я ставил перед Тамарой очень сложные задачи. И она всегда блестяще решала их, раскрываясь как художник-мыслитель, не только усвоивший, но и развивший весь спектр традиций «серебряного века» — от утонченного символизма до смелого авангарда».
Литература о Тамаре Юфа
- Ю. Линник. «Тамара Юфа». Музей космического искусства им. Н.К. Рериха. Петрозаводск. 1997.
- Ю. Линник. «Материалы к библиографии». Петрозаводск. Издательство КГПУ. 2005. (87 иллюстраций Т. Юфа).