Культура

Зависимость и остранение

Молодые фотохудожники дерзают, пробуют, не стоят на месте.

В который раз я прихожу в  Медиа-центр «Vыход» и нахожу зал пустым. Ни одного человека, а ведь только что открылась  новая выставка «Остранение» молодой художницы Дины Четвертной, студентки 6 курса Международного Славянского института, факультет дизайна. Перед этим в таком же одиночестве я посмотрела фотовыставку «Зависимость» Анны Даниловой, очевидно, сокурсницы Дины.  

Не могу понять, почему зал пустует. То ли оттого, что у него не очень удобное расписание (выходные – воскресенье, понедельник), то ли оттого, что старшее поколение зрителей считает этот зал исключительно  молодежным. Не знаю, однако стоит иногда посмотреть, что творят молодые.

Увидев рекламное фото ВКонтакте, захотела посмотреть выставку Анны Даниловой. К сожалению, фотографии, представленные  в компьютере, выглядели значительно эффектнее,  чем в самой экспозиции. То ли не удалось  их отпечатать так, как автору хотелось, то ли стекла бликовали, однако впечатление было смазано. Повторюсь – компьютерная версия снимков значительно отличается от тех же самых работ в зале. И хотя выставка меня почти не задела эмоционально, но все же  позже  я о ней размышляла.

Замечательно, что молодые художники  берут для осмысления и  творческого решения такие сложные философские темы. Многие известные фотографы моего поколения тоже ставили перед собой сложные задачи (например, прибалтийцы В. Михайловский и В. Бутырин), но все же они не так часто к подобным темам, поэтому поиски Анны достойны похвалы.

«Зависимость»  Анны Даниловой

Пыталась представить, как бы я с помощью фотографии показала зависимость,  и не находила ответа. Позже появились какие-то  идеи, но не так это просто, поэтому поиски  Анны достойна похвалы.

В Петрозаводске есть известный фотограф Сергей Вараксин,  который по-новому  ставит и решает образные и довольно сложные творческие  задачи и делает это достаточно успешно, он признанный мастер  в  фотографическом российском сообществе. Есть у кого поучиться.  

Все-таки не уверена, что Анне удалось показать  зависимость через созданные ею образы, а может,  не это главное. Важен сам   поиск и желание творить, искать!  Во всяком случае  у меня осталось некоторое послевкусие от увиденного. В книге отзывов обратила внимание на запись известного карельского художника Владимира Зорина: «Выставка приятно удивила. Молодец!»

Дина Четвертная активно участвует в выставочной деятельности с 2009 года. Судя по названию ее предыдущей экспозиции «Vaco» (пустовать), ее  также интересуют сложные философские темы, на которые она размышляет с помощью  визуальных образов. Если говорить о ее новой выставке «Остранение», где тема выбрана  не менее сложная, чем «Зависмиость» у Анны Даниловой,  впечатления  двоякие. С одной стороны, тема  такая, что простому зрителю сначала в Википедию нужно заглянуть, чтобы прояснить до конца, что означает сей термин (кстати,  Дина так и сделала – в своем пресс-релизе она слово в слово выписала текст оттуда), с другой  стороны – знакомая до боли: в классической фотографии  негативное изображение, используемое художницей, обычный промежуточный процесс, поэтому смысл названия выставки теряется.

«Остранение»  Дины Четвертной

Под фотографией Дины в Интернете некто Алексей Ермаков оставил послание (орфография А.Е.): «По мне так, фотография себя изжила. Тем более в республике. Ежели ишо на просторах всей родины можно узреть что-либо интересное, то уж здесь, в местячке фото стало скучным, свадебным, неинтересным, обыденным. В том числе и «Остранение». Что вообще за слово??? Уж или «Отстранение» или «Устранение». 

Словарь объясняет нам, что остранение – это художественный принцип изображения любого явления или предмета как впервые увиденного, выпавшего из привычного контекста, представленного в новой, неожиданной перспективе. Возможно, для нового поколения фотолюбителей и художников пленочные негативные изображения в новинку (а в экспозиции представлены изображения природы на негативах, имеется в виду обратное  изображение),  но для целого поколения людей,  занимавшихся настоящей фотографией  еще 15 лет назад, в этих снимках нет ничего нового. Ну совсем ничего! Дина объясняет: «Этой серией фотографий я стараюсь передать свои ощущения как можно точнее, поэтому использовала негативы, что усиливает эффект остранения. В моём видении нет логических связей и образы не поддаются трактовке, все основано на интуиции. Вещь из привычной становится неожиданной».

Действительно, художница смогла передать нам свое состояние. Мне понравились эти выполненные в тоне сепии пейзажи-негативы с перфорациями от пленки сами по себе: они лиричны, в них есть настроение и они создают особую атмосферу восприятия. Но в названии, на мой взгляд, большая необоснованная претензия.

И все же повторюсь, мне нравится, что молодые дерзают, ищут, пробуют, не стоят на месте. Возможно, кому-то покажутся интересными некоторые примеры использования приема остранения фотографами Дэвидом Ориасом  и Линденом Гледхилом, которые можно посмотреть на сайте у фотографа Геннадия Михеева: http://genn-mikheev.narod2.ru/yazik_fotografii/ostranenie

Фото автора